Аптеки истекли сиропом
В аптеках Москвы и на крупных аптечных маркетплейсах существенно сократилось предложение импортных детских жаропонижающих и обезболивающих в формате сиропов, выяснил РБК, проанализировав представленные на сегодняшний день предложения.
Речь идет о двух препаратах парацетамола производства французской компании Upsa и британской GlaxoSmithKline (GSK) — «Эффералган» и «Панадол», а также препарате с действующим веществом ибупрофен от британской Reckitt Benckiser — «Нурофен для детей».
Согласно данным сервиса «2ГИС Аптеки», в Москве и Московской области 9710 аптек, по информации на 22 марта «Эффералган для детей» во флаконе 90 мл предлагается лишь в 290 аптеках, «Панадол детский» в формате суспензии 100 мл — в 36, «Нурофен для детей» во флаконах разных дозировок — в 174. На крупнейших аптечных маркетплейсах Apteka.ru и «Сбер Еаптека» также проблемы с ними: на Apteka.ru нет всех трех торговых наименований в формате сиропа, на «Сбер Еаптека» в наличии нет «Нурофена» и «Панадола».
РБК направил запросы в аптечную сеть «36,6», а также крупнейшим фармдистрибьюторам — компаниям «Пульс» и «Катрен». Генеральный директор дистрибьютора «Протек» (вместе с аптечной сетью «Ригла» входит в ГК «Протек») Дмитрий Погребинский заявил РБК, что компания не фиксирует у себя дефицита импортных жаропонижающих.
В «Сбер Еаптека» отказались от комментариев.
По данным аналитической компании DSM Group за 2021 год, в розничных продажах среди импортных препаратов парацетамола и ибупрофена в формате сиропов детские «Нурофен», «Эффералган» и «Панадол» занимали совокупно 98% рынка, 92,6% продаж приходятся на «Нурофен».
По данным DSM Group, розничные продажи иностранных препаратов парацетамола и ибупрофена в формате сиропов за первые десять недель 2022 года продемонстрировали рост более чем на 40% как в денежном, так и в количественном выражении. Наиболее существенный прирост виден на девятой и десятой неделях. С 28 февраля по 6 марта россияне купили более 484 тыс. упаковок обоих препаратов, тогда как в 2021 году — 244 тыс. за аналогичный период; с 7 по 13 марта 2022 года — более 366 тыс., тогда как в 2021 году за тот же период — 208 тыс.
Насколько критичны проблемы с этими лекарствами
В России зарегистрировано значительное число как зарубежных, так и российских аналогов парацетамола и ибупрофена, в том числе в виде сиропа, порошка для разведения или суспензии. Парацетамол в такой лекарственной форме производят, в частности, Ивановская фармацевтическая фабрика, Кировская фармацевтическая фабрика, а также «ЭКОлаб» и «Атолл», ибупрофен — российские «Фармстандарт», «Отисифарм» и «Биннофарм Групп».
«Нурофен для детей» в виде сиропа занимает подавляющую долю рынка (88%), его сильная позиция связана с активным продвижением со стороны производителя, отмечает директор по развитию аналитической компании RNC Pharma Николай Беспалов. По его мнению, выпадающие объемы ибупрофена в сиропах заменить возможно, в том числе российскими аналогами, однако это произойдет не моментально из-за доминирования на рынке препарата от Reckitt Benckiser. Заместить иностранный парацетамол будет проще, считает эксперт. Несмотря на лидерство продаж GSK (37%), на втором и третьем местах располагаются российские компании — «Фармстандарт» (24,1%) и «Биннофарм Групп» (23,4%). «Крупные российские производители быстро смогут нарастить объемы парацетамола», — резюмирует он.
Опрошенные РБК врачи не увидели серьезной проблемы в перебоях с поставками на рынок импортного парацетамола в форме суспензий. Педиатры стараются использовать оригинальные препараты парацетамола и ибупрофена, однако на российском рынке достаточно дженериков, говорит врач-педиатр клиники «Рассвет» Иннокентий Поляков. «Есть дженерики индийского, польского производства, которые также работают. Я не вижу большой трагедии в замене пропавших препаратов парацетамола и ибупрофена на дженерики или отечественные препараты», — сказал он в разговоре с РБК.
Утверждать, что один препарат лучше или хуже другого по эффективности и безопасности (с одним и тем же действующим веществом), можно только на основании клинических исследований, поясняет профессор кафедры педиатрии Московского областного научно-исследовательского клинического института им. М.Ф. Владимирского (МОНИКИ) Елена Мескина. «Но не думаю, что отечественный парацетамол существенно отличается от зарубежного, это очень старый препарат, он всегда широко применялся», — считает она.
После выхода материала в Минздраве РБК сообщили, что в России нет дефицита жаропонижающих для детей в формате сиропа. Всего у дистрибьюторов и в аптечных сетях более 7 млн упаковок препарата ибупрофена и более 2 млн упаковок парацетамола. По данным Росздравнадзора, на сегодняшний день в обороте есть различные торговые наименования жаропонижающих в форме сиропов: «Нурофен для детей», «Ибупрофен АКОС», «Детский Панадол», «Эффералган», «Парацетамол ЭКО». «Поставки препаратов производителями, в том числе иностранными, продолжаются по графику», — говорится в сообщении Минздрава.
Чем может объясняться сокращение предложения
В GSK Consumer Healthcare РБК сообщили, что компания в начале 2021 года приняла решение прекратить поставки на российский рынок препарата «Панадол» как для взрослых, так и для детей, исходя из внутренних причин. Как уточняется в ответе на запрос РБК, соответствующее уведомление компания отправила в Росздравнадзор 4 февраля прошлого года. В GSK заверили, что поставки другой продукции продолжаются.
На момент выхода текста РБК не получил комментариев от компаний Upsa и Reckitt Benckiser.
Основная причина перебоев с поставками лекарств — проблемы с логистикой, а именно с доставкой препаратов в Россию, однако эта ситуация временная и она стабилизируется в пределах нескольких недель, уверен Беспалов. Опрошенные РБК врачи высказали аналогичное мнение, отметив, что в настоящее время нельзя говорить о всплеске заболеваемости COVID-19 среди детей, что в теории могло бы повысить интерес со стороны родителей к жаропонижающим препаратам.
Сейчас за неделю из аптек из-за ажиотажного спроса выбирается объем лекарств, которого обычно хватает на три месяца, сообщил РБК главный внештатный фармаколог Минздрава Владимир Петров. При этом объективных оснований для этого нет — производство препаратов работает, поставки импортных лекарств идут. Если в аптеке пропал препарат с конкретным торговым наименованием, ситуацию не стоит называть дефицитом, говорит он. «Врач при назначении лечения должен указывать международное непатентованное наименование препарата — то есть название действующего вещества. А фармацевтический работник в аптеке почти всегда найдет несколько аналогичных препаратов с тем же действием», — пояснил Петров.