Цены тверже рынка
После того как Минпромторг рекомендовал металлургам установить «прозрачные» цены на внутреннем рынке, один из крупнейших в мире производителей никеля «Норникель» сообщил, что зафиксировал их на уровне февральских цен. Об этом РБК рассказал вице-президент — руководитель блока сбыта и коммерции компании Антон Берлин.
Средняя цена фьючерса на никель в феврале с поставкой через три месяца на Лондонской бирже металлов (LME) равнялась $23,6 тыс. за тонну. С начала года цены на никель выросли более чем на 40%, основной рост пришелся на конец февраля и первые дни марта на фоне западных санкций против российского финансового сектора и логистических сложностей с поставками экспортной продукции из России. В моменте (7–8 марта) стоимость фьючерса поднималась более чем в три раза — выше $100 тыс. за тонну. В этот же период произошла девальвация рубля — курс доллара с уровней 80–85 руб. 23–25 февраля поднимался до 120 руб. 9 марта. Ниже планки в 100 руб. он опустился только 23 марта.
Как теперь будут рассчитываться цены на никель
Ранее цены компании для российских покупателей были привязаны к котировкам никеля на LME (средняя цена за месяц умножалась на курс рубля на дату платежа или дату выставления счета; к этой базовой цене прибавлялась стоимость транспортировки). «Мы всегда воспринимали Россию как часть мирового рынка, поэтому расчет цены у нас был такой же, как за рубежом, только цены в рублях», — пояснил Берлин.
Теперь вместо формульного подхода «Норникель» будет использовать фиксированную цену, которая представляет средние расценки на металл в феврале для российских потребителей. Эта цена зафиксирована на ближайшие три месяца — с марта по май включительно.
Фиксированную цену и расчет себестоимости компания представила в Минпромторг. По словам Берлина, в ведомстве поддержали эту инициативу. «По никелю наше предложение понравилось Минпрому — достаточно щадяще и льготно для российских потребителей», — сказал он. В пресс-службе Минпромторга РБК подтвердили, что с «Норникелем» была согласована фиксированная цена на никель для внутреннего рынка.
Топ-менеджер утверждает, что компания не считала, сколько может потерять из-за таких «льготных цен».
Крупнейший совладелец и президент «Норникеля» Владимир Потанин говорил в интервью РБК 12 марта, что российские металлургические компании обсуждают с Минпромторгом фиксацию цен на продукцию для внутренних потребителей на уровне февраля 2022 года с их возможным повышением с учетом инфляции. Позднее министерство предложило установить максимально допустимые цены на металлы и сырье на российском рынке, отвязав их от курса доллара.
22 марта глава Минпромторга Денис Мантуров заявил журналистам, что ведомство договорилось с металлургами о том, чтобы «отвязаться» от цен на Лондонской бирже металлов и рассчитывать внутренние цены, исходя из рублевой составляющей.
Как производители алюминия и меди будут устанавливать цены
Крупнейший в мире (за пределами Китая) производитель алюминия UC Rusal теперь продает металл на внутреннем рынке тоже по февральским ценам, сообщили РБК в пресс-службе компании. «Рублевые цены для клиентов России сохраняются на стабильном уровне, учитывая сложившиеся внешнеэкономические условия, а также наши обязательства по развитию внутреннего рынка, — сказали там. — Рублевые цены не меняли с февраля».
Ранее UC Rusal реализовывал продукцию российским покупателям по ценам, определяемым в соответствии с условиями предписания ФАС, выданного в 2007 году, пояснил производитель. Согласно документу внутрироссийская цена вычисляется по формуле, в которую также входит цена на алюминий на LME.
«Норникель», который также является одним из крупнейших производителей меди в России, уже получил фиксированную рекомендованную цену от Минпромторга и по этому металлу, рассказал Берлин. Ранее компания формировала и ее с привязкой к LME. Цена на медь, рекомендованная ведомством, оказалась выше февральской, которую предлагал «Норникель», утверждает он.
По мнению Берлина, это может быть связано с необходимостью сохранения определенной нормы прибыли у других российских производителей меди, имеющих более высокие издержки. Кроме «Норникеля» другие крупные производители меди в России — Уральская горно-металлургическая компания (УГМК) и Русская медная компания (РМК). «В отличие от обычного требования, чтобы мы конкурировали, здесь, как мы понимаем, была цель постараться сделать наши цены максимально близкими друг к другу», — отметил Берлин.
В пресс-службе Минпромторга не стали комментировать мнение о сближении цен, подтвердив лишь, что с «Норникелем» была согласована фиксированная цена на медь для внутреннего рынка. Представители УГМК и РМК отказались от комментариев.
С какими ограничениями столкнулись металлурги
С начала марта российские металлургические компании стали сталкиваться со сложностями в экспортных поставках. «Северсталь» сообщила, что прекратила поставки в ЕС стальной продукции из-за санкций, наложенных на ее основного владельца Алексея Мордашова. Уже после этого Евросоюз ввел запрет на импорт широкой номенклатуры стальной продукции из России, в том числе непокрытого горячекатаного и холоднокатаного проката, железнодорожной продукции, ряда видов сварных и бесшовных труб. «Норникель», которого санкции Запада не коснулись напрямую, также столкнулся с трудностями. Потанин в интервью РБК рассказывал о логистических проблемах в связи с отказом ряда европейских портов обрабатывать грузы компании. А в связи с закрытием неба Евросоюза и других стран для российских авиакомпаний производителю пришлось выбирать альтернативные маршруты транспортировки палладия (в основном доставляется самолетами), добавил бизнесмен.
Какие условия Минпромторг поставил металлургам
10 марта замглавы Минпромторга Виктор Евтухов на совещании с металлургами и трейдерами потребовал от производителей ограничить наценку при продаже стальной продукции на внутреннем рынке на уровне 20–25%. Если участники рынка не пойдут на снижение маржи, цены на металлургическую продукцию будет устанавливать правительство, предупреждал он: «Товарищи производители! Цены, которые сегодня установлены на основные виды металлопродукции, нас не устраивают. Цены должны быть опущены».
Евтухов также говорил, что металлургические компании должны представить министерству данные по себестоимости производства и предложения по наценкам. Но на этом совещании речь шла больше про производителей черной металлургии (как пример приводились цены на горячекатаный прокат и арматуру), а не цветной металлургии — никеля, меди и алюминия.
Через неделю после этого Мантуров провел встречу уже с собственниками и топ-менеджерами крупнейших металлургических компаний. На этой встрече министр дал рекомендации по формированию «прозрачной» цены на внутреннем рынке по всей цепочке «сырье — производитель — дистрибьютор — потребитель». Ведомство также ожидает получить от компаний консолидированные параметры ценообразования для внутреннего потребителя до конца марта.
Какая доля России в выручке металлургов
На Россию у «Норникеля» приходится около 7–10% от общих продаж никеля и 5–7% от общих продаж меди. Основные покупатели никеля — предприятия черной металлургии, которые используют этот металл для изготовления спецсталей и сплавов. В России практически не производятся никельсодержащие батареи (для электромобилей), популярные за рубежом. По данным «Норникеля», примерно 90% меди в России идет на катанку, из которой делают кабельно-проводниковую продукцию. Остальные 10% — на прокат и сплавы.
Основные потребители UC Rusal на российском рынке — производители упаковки, посуды, автомобилестроение, строительный сектор и энергетика. Россия занимает около 24% в общем объеме продаж компании, говорит ее представитель.
По словам Берлина, который участвовал в совещании с Мантуровым, компаниям не сообщали, на какой период надо будет зафиксировать рекомендованные цены. «На совещании у Мантурова лейтмотив был такой — все это, по ограничению цен на внутреннем рынке, делается, для того чтобы стабилизировать российскую экономику. Мы должны понимать, что сейчас мы по большому счету находимся в ситуации осады — экономической войны — и поэтому нам очень важно стабилизировать ситуацию», — добавил топ-менеджер.
В итоге теперь российские металлургические компании будут в первую очередь искать покупателя на внутреннем рынке, а остальное — экспортировать, говорит Берлин. Если не получается продавать за рубеж, то им остается какое-то время работать на склад или сокращать производство.