Промышленность стала уязвимым местом регионов
Главными рисками для российских регионов из-за последствий текущего кризиса станут спад промышленного производства, рост безработицы — скрытой и официальной, а также снижение налоговых доходов региональных бюджетов. Проблемы субъектов Федерации на фоне санкционного давления классифицировала эксперт по экономике регионов, профессор географического факультета МГУ им. Ломоносова Наталья Зубаревич на панельной сессии в рамках конференции «Ломоносовские чтения», прошедшей 18 апреля (с материалами ее выступления ознакомился РБК).
Санкционный кризис не похож на предыдущие экономические шоки последнего десятилетия — нефтяного 2014–2015 годов и коронавирусного 2020 года — ни по охвату пострадавших отраслей, ни по скорости восстановления. По словам Зубаревич, в кризис 2015 года наблюдался неравномерный спад по отраслям, COVID ударил по экономике хоть и сильно, но ей удалось быстро восстановиться, новый же кризис затронет всех.
Отрасли и регионы в зоне риска
Уход иностранных компаний из России, санкционные запреты на поставки комплектующих, внутренние ограничения на экспорт товаров (например, ряда сельскохозяйственных культур), снижение спроса на российское сырье, логистический хаос — все это причины проблем, с которыми столкнутся регионы, прогнозирует Зубаревич.
Наибольшие опасения у эксперта вызывают промышленные центры, где велика доля занятых на обрабатывающих производствах. Две трети промышленных производств приходится на 16 регионов России, приводит данные Зубаревич. Доля занятых в обрабатывающих отраслях наиболее высока в Центральном федеральном округе (больше всего — во Владимирской, Калужской областях), Поволжье (Ульяновская область, Марий Эл, Удмуртия), в регионах «нефтегазового» Урала (Челябинская, Свердловская области) и Северо-Западного ФО (Новгородская и Вологодская области).
Среди отраслей в зоне риска Зубаревич выделяет машиностроение. Помимо прямых потерь, которые понесут регионы от ухода иностранных производителей, в том числе в автопроме (Калужская область), спад ожидает предприятия, использующие импортные комплектующие, это касается транспортного, энергетического, нефтегазового машиностроения (Тверская, Свердловская области). При этом проблемы крупнейших игроков отразятся на смежных предприятиях в других регионах.
Зубаревич прогнозирует трудности и регионам, где высока доля предприятий топливно-энергетического комплекса и нефтегазохимии. В угольной отрасли самые тяжелые последствия — для Кемеровской области из-за наложенных Евросоюзом ограничений на поставки в Европу (до санкций на этот рынок приходилось 25% всего экспорта российского угля). «Перенаправить на азиатский рынок такой объем невозможно из-за исчерпания пропускной способности Транссибирской магистрали», — предупреждает эксперт. Персональные санкции и запреты на экспорт затронут металлургические центры, прежде всего ориентированные на рынки Европы и США (Череповец в Вологодской области и Старый Оскол — в Белгородской). Из-за санкций против бизнесмена Алексея Мордашова «Северсталь» лишилась возможности экспортировать свою металлургическую продукцию в Европу, а, кроме того, ЕС запретил импорт стали и железа из России на €3,3 млрд в год.
Лесная и целлюлозно-бумажная промышленности оказываются под ударом из-за запрета на вывоз продукции в Евросоюз. Если заводы в Сибири законтрактованы по поставкам целлюлозы в Китай на несколько лет вперед, то продукцию из Карелии, Архангельской области, Коми, которая шла в Европу по железной дороге, перенаправить в Китай проблематично, отмечает Зубаревич.
«Очевидно, что дальневосточные и сибирские регионы, имеющие торговые связи с Китаем, пострадают в меньшей степени. В свою очередь, сложности могут испытать субъекты РФ с высокой долей экономики, связанной с иностранными компаниями и импортными комплектующими, — Калужская, Калининградская, Ленинградская области», — добавляет старший директор — руководитель группы региональных рейтингов АКРА Елена Анисимова.
Фактор неопределенности
Кроме промышленности удар примет на себя сектор услуг и торговли, полагает профессор МГУ. Эта сфера наиболее развита в крупных городах и региональных центрах — занятые в ней окажутся под угрозой увольнения из-за сокращения спроса и платежеспособности потребителей. Если крупный бизнес может себе позволить сохранять рабочие места хотя бы на минимальной зарплате, то работодатели из сферы услуг и этого не могут, предупреждает эксперт. Высокую степень риска по росту увольнений она видит в Воронежской, Ивановской, Калининградской, Ростовской, Нижегородской, Пензенской областях.
На конец 2022 года консенсус-прогноз по безработице составляет 7–8%, по спаду реальных доходов населения — 5–10%, приводит оценки Зубаревич. При этом она прогнозирует рост скрытой безработицы и неполной занятости, когда сотрудников переводят на неполный рабочий день с сокращением привычной зарплаты.
Как указала Зубаревич, ее прогнозы актуальны на конец первой декады апреля — долгосрочные оценки не имеют смысла из-за стремительно меняющихся условий.
С тем, что в ситуации неопределенности прогнозы быстро устаревают, соглашается и Анисимова. «Итоги года будут зависеть и от курса рубля, и от возможностей страны перестроить экспортные и импортные потоки, и от решения логистических вопросов», — говорит она. Неопределенности, по ее словам, добавляет и то, что фактическая зависимость экономики регионов от иностранной составляющей неизвестна — таких данных нет.
По оценке АКРА, на расходах регионов может существенно сказаться инфляция при снижении налоговых поступлений — как по налогам на прибыль и совокупный доход (к последним относятся основные налоги на малый бизнес), так и по НДФЛ за счет роста безработицы. «В этом случае дефициты региональных бюджетов будут очень значительными. Но, по нашим расчетам, в прошлом году у 75 субъектов РФ выросли остатки на счетах, что позволит им частично финансировать дефициты», — отметила Анисимова.
Меры по поддержке регионов
К настоящему времени власти уже разработали ряд мер для помощи регионам за счет льготных кредитов. Закон о поддержке финансовой стабильности региональных бюджетов 20 апреля во втором и третьем чтении приняла Госдума. На бюджетные займы для рефинансирования долговых обязательств регионов и муниципалитетов выделят до 390,7 млрд руб. из федеральной казны (изначально планировалось направить на эти цели 255,3 млрд).
Одобренные поправки в Бюджетный кодекс, как сообщал Минфин, предполагают три новации. Во-первых, регионы получат особые условия получения краткосрочных кредитов от управлений Федерального казначейства: лимит займа будет увеличен до 10% объема доходов региона. Вторая мера: субъекты смогут получить дополнительные бюджетные кредиты под 0,1% годовых для погашения своих рыночных заимствований, сложившихся на начало текущего года и подлежащих погашению в марте—декабре 2022 года. Наконец, третий блок изменений освобождает регионы от погашения задолженности по бюджетным кредитам в текущем году на сумму чуть больше 60 млрд руб. Как уточнял представитель Минфина, это коснется 75 субъектов Федерации.
Кроме того, по итогам совещания у президента, проведенного 16 марта, губернаторам регионов было рекомендовано лично возглавить оперативные штабы по устойчивому развитию субъектов. Правительству было поручено провести дополнительную индексацию дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности. Также правительство совместно с региональными администрациями должны «обеспечить в 2022 году снижение уровня бедности населения и неравенства населения по доходам». Блок поручений президента касается также поддержки россиян, потерявших работу после 1 марта, и семей, столкнувшихся с существенным снижением доходов в этот период.