Разгон до торможения
В 2021 году объем легального рынка такси достиг 820 млрд руб., говорится в поступившем в РБК исследовании Аналитического центра при правительстве России. Из него следует, что в 2020 году показатель составлял 644 млрд руб., что на 9% ниже, чем в 2019-м, когда центр в последний раз опубликовал статистику.
В оценке рынка эксперты учитывали: заработок легальных водителей (примерно 650 млрд руб.), доходы таксопарков и агрегаторов (примерно по 83 млрд руб.). Рынок нелегальных перевозчиков центр оценил в 157 млрд руб., или 16% от общего объема рынка такси с учетом легального сегмента. Для сравнения: в 2019 году на нелегальные такси приходилось 12% рынка перевозок.
По доле в доходах среди агрегаторов с наибольшим отрывом в прошлом году лидировал «Яндекс.Такси» (66%), далее — «Ситимобил» (8,3%), «Максим» (7%), ГК «Везет» (7%) и Gett (6,6%). Три года назад «Яндекс.Такси» также был лидером, но его доля была значительно меньше — 27% на рынке легального такси.
Количество занятых на постоянной основе в отрасли такси в 2020 году выросло на 2,6% по сравнению с предыдущим годом, а в 2021-м — еще на 3,4% и достигло 575 тыс. человек, говорится в исследовании. Объем рынка вырос за счет более интенсивной эксплуатации транспортных средств, снижения их холостого пробега и увеличения числа водителей, рассматривающих занятость в таксомоторной отрасли в качестве дополнительной. Число последних возросло на 29%, до 139 тыс. человек. Это связано с выходом на рынок услуг такси участников, параллельно занятых в иных сферах деятельности, и ростом числа самозанятых в отрасли, считают эксперты центра.
Число автомобилей, используемых для таксомоторных перевозок, увеличилось на 1,5%, до 406 тыс. штук. Средний заработок водителя в миллионниках вырос, а в небольших городах, наоборот, снизился. Так, если в городе с населением более 5 млн человек водитель в среднем получал 77 тыс. руб. в 2019 году, то в 2021-м показатель вырос до 83 тыс. руб., а в городах с населением менее 100 тыс. человек — снизился с 36 тыс. до 15 тыс. руб.
Как на такси повлияет конфликт на Украине
После начала военной операции на Украине и последовавших за ней санкций об уходе с российского рынка такси объявили сервисы Gett и «Ситимобил». Последний должен был прекратить работу 15 апреля, но за несколько дней до этого о покупке активов сервиса договорилась компания People & People, которая управляет «Таксовичкоф» и др. сервисами. Детали сделки не раскрываются, но представитель покупателя заявлял, что намерен сохранить бренд «Ситимобил».
В начале апреля представители нескольких таксопарков говорили РБК, что в новых экономических условиях они столкнулись с проблемами, которые могут потенциально привести к сокращению их количества в стране и ухудшению качества сервисов, в том числе с ростом платежей по лизинговым договорам и стоимости ОСАГО, увеличением стоимости новых транспортных средств и запчастей, а также их дефицитом и др.
По словам гендиректора «Таксовичкоф» Максима Федорова, в начале марта они «заметили снижение объема рынка такси в среднем на 15%». Он объяснил это тем, что «люди находились в замешательстве, не понимали, что будет происходить в ближайшее время, и начинали экономить там, где это возможно». «Со временем ситуация стабилизировалась, и резкого снижения уровня заказов на такси сейчас мы не замечаем, но есть постепенное перетекание аудитории с более высоких классов такси на более бюджетные, в нашем сервисе заказы по тарифу «эконом» выросли на 6%», — рассказал Федоров. Он рассчитывает, что по итогам всего 2022 года объем рынка снизится не более чем на 10–20%.
Представитель сервиса «Максим» рассказал, что они не увидели снижения спроса в первом квартале. «В ряде городов количество заказов у нас в марте—апреле увеличилось больше, чем мы ожидали. Предложение тоже увеличивается — в «Максим» приходят новые водители из компаний, которые заявили об уходе с рынка», — указал он. По итогам 2022 года компания планирует вырасти на 25% «по количеству заказов и финансам», но возможность выполнения плана «будет зависеть от платежеспособности людей и корректировки тарифов перевозчиков», оговаривается собеседник РБК.
По его словам, в текущем году «большие риски несет подход к правовому регулированию рынка», заложенный в разработанном Минтрансом законопроекте. Согласно инициативе министерства, оформленной в так называемый проект закона о такси, предлагается ввести минимальный тариф на перевозку пассажиров и багажа; ограничить количество легковых такси для каждого региона; обязать устанавливать устройства контроля за вниманием и усталостью водителя; ввести ответственность агрегаторов в случае причинения вреда жизни, здоровью или имуществу пассажира, если у водителя не было разрешения или оно было аннулировано; обязать агрегаторы открывать представительства в регионах присутствия, заключать договор с самозанятыми; обязать таксопарки предоставить «автоматизированный удаленный доступ» к своим информационным системам и данным Федеральной службе безопасности (ФСБ) и др. изменения.
Аналитический центр не приводит прогноз по объему рынка по итогам 2022 года. Но, как отметил руководитель направления центра Сергей Караваев, в последние годы в отрасли была высокая текучка кадров, связанная с закрытием границ: наблюдался отток водителей из стран СНГ и приток местных кадров. «Эта тенденция может сохраниться в 2022 году. В целом опыт пандемийного и постпандемийного периода показывает, что при поддержке отрасли со стороны государства и бизнеса растет количество людей, выбирающих занятость в такси», — прогнозирует Караваев.
По словам представителя «Максима», в такси идет постоянная ротация водителей: например, в весенне-летний период они из такси уходят на сезонные работы, на стройку, а осенью возвращаются. «Трудовые мигранты приезжают в Россию не потому, что здесь очень хорошо, а потому, что в их стране хуже с работой. Замещение мигрантов местными водителями в любом случае будет недостаточно ввиду большого спроса на услуги такси», — считает он.
Глава «Таксовичкоф» отметил, что, из-за того что многие компании приостанавливают деятельность и уходят с рынка и из-за массовых сокращений, в профессию водителя могут пойти люди, которые не имеют опыта работы в такси. В течение последних двух месяцев прирост новых водителей в сервисе, по его словам, составил 12%.
Представитель «Яндекс.Такси» сказал, что и они, и таксопарки фиксируют приток водителей в систему и повышенный интерес со стороны водителей к режиму самозанятости, но от дальнейших комментариев воздержался. Представитель InDriver отказался от комментариев.
«Работа в такси остается одним из востребованных способов заработка в стране, в отрасль приходят новые водители, это замечают все таксопарки, не только входящие в ассоциацию, — говорит исполнительный директор «Национального совета такси» Наталья Лозинская. — Что касается спроса на поездки, то с приходом тепла и хорошей погоды он немного спал, но это происходит ежегодно, по сравнению с прошлыми годами мы пока не видим существенных изменений».
Каких еще изменений ждут участники рынка
Максим Федоров рассказал, что, после того как пользователям стала недоступна оплата с помощью сервисов Google Pay и Apple Pay, они начали привязывать банковские карты к приложению, выросла доля заказов через телефонную линию с оплатой наличными.
Минимум вдвое выросла средняя стоимость автомобилей, как зарубежного, так и отечественного производства, их комплектующих, дороже обходится содержание и ремонт автопарка, страхование, перечисляет Федоров. «Из-за роста цен на автомобили будет постепенное увеличение доли отечественных автомобилей в таксопарке. Также сейчас мы замечаем общую тенденцию снижения года допуска автомобилей (которые находятся в эксплуатации. — РБК), например, с 2015 до 2010 года, но тут важно учитывать хорошее техническое состояние каждого автомобиля», — рассказал представитель «Таксовичкоф». В то же время рост цен на автомобили и их обслуживание может заставить граждан чаще пользоваться не личным, а общественным транспортом, в том числе такси, рассуждает он.
По словам представителя «Максима», они ожидают, что в новых экономических условиях прекратится практика доплат водителям и «все будут конкурировать на равных».
По словам Лозинской, основные сложности, с которыми сталкиваются перевозчики, связаны с обновлением и сохранением объемов автопарка. «С существенным подорожанием автомобилей отрасль столкнулась еще в прошлом году, сейчас же эта проблема встала еще острее. По уже купленным автомобилям необоснованно повышаются ставки по лизинговым платежам, стоимость полисов ОСАГО увеличилась на 30%. Все это сильно влияет на экономику таксопарков и может привести к их банкротству, если не будут приняты меры поддержки», — указала глава «Национального совета такси».