«Ростех» выходит из разреза
«Ростех», который в марте 2021 года купил 5% Эльгинского угольного комплекса в Якутии, договорился о продаже этой доли группе компаний «А-Проперти» Альберта Авдоляна. Об этом РБК рассказал источник, знакомый с деталями переговоров. Сделку подтвердили в пресс-службе госкорпорации и представитель «А-Проперти» Анастасия Харитонова.
«Ростех» также продаст 25% порта Вера в Приморье (еще 75% — у «А-Проперти»), через который экспортируется эльгинский уголь. Покупателем этого пакета будет Александр Исаев — гендиректор управляющей угольными активами Авдоляна компании «Эльга Уголь». Он же станет владельцем 20% Эльгинского угольного комплекса. Исаев и другие участники сделки подтвердили ее конфигурацию. Суммы этих сделок стороны не раскрывают, отмечая лишь, что они будут заключены «по рыночной цене».
Что известно о сделках
Почти год назад, 5 марта 2021 года, «Ростех» подписал соглашение о покупке 5% в Эльгинском угольном комплексе (владеет крупнейшим в России месторождением коксующегося угля с запасами 2,2 млрд т) у «А-Проперти». Незадолго до этого компания Авдоляна консолидировала 100% Эльги, выкупив сначала 51% у «Мечела» Игоря Зюзина за 97 млрд руб., а затем еще 49% у Газпромбанка — за 45 млрд руб. Исходя из суммы всей сделки (142 млрд руб. за 100%), 5% могли обойтись «Ростеху» в сумму до 7,1 млрд руб. «Решение (о выходе из актива. — РБК) было принято в связи с тем, что угольный актив является для госкорпорации не профильным, а инвестиционным», — утверждает представитель «Ростеха».
Эльгинский угольный комплекс сейчас может стоить на уровне около четырех годовых показателей EBITDA, которая по итогам 2022 года может достигнуть 55–70 млрд руб., отмечает управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин. С учетом долга 5% проекта можно оценить в 3–7 млрд руб., подсчитал он. Если исходить из оценки капитала при покупке Эльги в 2020 году, «Ростех» мог утроить свои вложения от этой инвестиции, полагает эксперт. Госкорпорация «останется в плюсе» от этой сделки в связи с ростом стоимости компании, утверждают стороны сделки, не уточняя деталей.
Авдолян выкупает 5% Эльги у «Ростеха» на собственные средства, уточняет представитель «А-Проперти». Участие Исаева в Эльгинском угольном проекте как акционера топ-менеджер будет оплачивать в дальнейшем из дивидендного потока. Это уже не первый их совместный бизнес в качестве партнеров: ранее стало известно о том, что Авдолян и «ЭнергоГрупп» Исаева зарегистрировали компанию «А-Стил», которая будет заниматься производством чугуна, стали и ферросплавов.
К тому же «Ростех» продаст Исаеву свою долю (25%) в порту Вера в Приморье, а «А-Проперти» — 25% еще одного угольного актива, Огоджинского угольного проекта в Амурской области, говорит Харитонова. В обоих этих активах компания Авдоляна уже владела по 75%, поэтому госкорпорация полностью выходит из их совместного бизнеса. «Таким образом, в ближайшее время «Ростех» полностью выйдет из совместного с «А-Проперти» Эльгинского угольного проекта, а также Огоджинского угольного проекта и проекта «Порт Вера», которые имеют общий стратегический вектор развития в рамках единого кластера», — добавляет она.
В январе 2021 года наследники бизнесмена Дмитрия Босова продали по 50% порта Вера и Огоджи за 10 млрд руб. Сейчас с учетом ажиотажного спроса на погрузки угля в Азию стоимость порта могла подняться на 50%, поэтому 25% можно оценивать в 7,5–8 млрд руб., считает Гришунин.
Почему «Ростех» выходит из этих проектов
Стратегия «Ростеха» — входить на начальном этапе в крупные добывающие проекты, обеспечивать прохождение процедур получения лицензий, защиты запасов и подготовки проектной документации, напоминает Гришунин. После этого госкорпорация выходит из проектов с прибылью за счет роста стоимости акций горной компании, которая на более поздней стадии эксплуатации стоит дороже, добавляет он.
Так, «Ростех» в 2017 году выступил партнером «Полюса» на аукционе по продаже крупнейшего месторождения золота Сухой Лог, который выиграло их совместное предприятие «СЛ Золото» (госкорпорации принадлежало 49%). Сразу после победы на конкурсе «Полюс» объявил, что выкупит 23,9% «СЛ Золото» за $141 млн в течение пяти лет, а через полгода договорился о приобретении оставшихся 25,1% за $145,9 млн. Таким образом, на этих сделках «Ростех» выручил почти $287 млн еще до начала разработки месторождения. Это партнерство было необходимо «Полюсу», потому что по распоряжению правительства в аукционе могли принять участие только компании, в которых не менее 25% принадлежат государству или госкомпаниям.
В случае с Эльгой «Ростех» стал акционером уже работающего предприятия, что нехарактерно для него, продолжает Гришунин. Но за 2021 год сбыт компании практически удвоился (добыча выросла с 7 млн до 14,7 млн т) плюс цены на уголь за это время утроились, так что актив существенно вырос в цене, добавляет он. «Сейчас вывозить больше нет возможности, поэтому выход можно считать своевременным. 5% — необременительная доля, но «Ростеху» нужен положительный финансовый результат по вложению. Так что продажа имеет смысл», — добавляет он.
Еще одна возможная причина выхода «Ростеха» из всех совместных проектов с Авдоляном — западные санкции, наложенные на корпорацию, которые могли помешать их реализации, говорит источник РБК, близкий к одной из сторон сделки (сами стороны официально это утверждение не комментируют). Но с учетом общей стратегии госкорпорации по выходу из подобных активов санкционные риски уже особенной роли не играют, считает Гришунин.
Как Авдолян намерен развивать эти активы
При покупке Эльги у «Мечела» в 2020 году «А-Проперти» заявляла о планах увеличить добычу проекта в 2023 году в 10 раз — с 4,3 млн до 45 млн т в год. К тому же компания собиралась построить горно-обогатительный комбинат (ГОК) с мощностью переработки 32 млн т угля на первом этапе и 45 млн т — на втором (2023 год). При этом производство готовой продукции должно увеличиться с 22 млн т до более 30 млн т. Инвестиции в этот проект компания оценивала примерно в 130 млрд руб. Эта оценка является актуальной, говорит Харитонова.
Компания также намерена значительно увеличить добычу на Огоджинском месторождении (сейчас 1 млн т в год) и объем перевалки в порту Вера (по сравнению с нынешними 6 млн т в год) к 2024 году. К тому же в ближайших планах компании реализовать строительство собственного логистического узла, включающего частную железнодорожную линию протяженностью около 500 км (от Эльги до берега Тихого океана) и построить собственный порт для экспорта угля в акватории Охотского моря в Хабаровском крае уже к 2025 году, говорит представитель «А-Проперти».
«Эльга Уголь» оценивала стоимость железной дороги и нового порта мощностью 30 млн т в год в 97,1 млрд руб., говорилось в письме Исаева, которое он отправлял в Минтранс в августе 2021 года. По его словам, этот проект будет строиться за счет собственных средств компании и позволит реализовать цели по увеличению экспорта российской угольной продукции на зарубежные рынки и высвободить пропускную способность БАМа для других грузоотправителей — сейчас уголь с Эльги поставляется через эту магистраль, мощностей которой не хватает для грузоотправителей.
1 апреля губернатор Хабаровского края Михаил Дегтярев заявил, что компания приступила к реализации этого проекта. «Тихоокеанская железная дорога строится на частные инвестиции с месторождения Эльга в Якутии на берег Охотского моря в районе Чумикана, мыс Манорский. Уже 20 км построено. Частный капитал, он более расторопный, это факт, он свои деньги считает», — сказал он в эфире радио «Комсомольская правда». По словам главы региона, «Эльга Уголь» в этом году также приступит и к строительству порта: «Они уже в этом году «заходят в воду». Экологическая безопасность, экспертизы — все соответствует закону, никакого ущерба там не будет».