Казначейское сопровождение ослабевает на год
Минфин предложил упростить процедуры закупки стройматериалов и надзора за бюджетными деньгами при исполнении строительных госконтрактов. Это следует из законопроекта, разработанного ведомством. РБК располагает копией этого документа и материалов к нему, которые были внесены на рассмотрение правительственной комиссии по законопроектной деятельности.
В пресс-службе правительства сообщили, что комиссия одобрила этот законопроект в понедельник, 25 апреля. После этого он будет рассмотрен на заседании правительства, а затем внесен в Госдуму. В пресс-службе Минфина добавили, что на заседании комиссии не было высказано замечаний к документу.
Что упрощается
Законопроект разработан для исполнения плана по обеспечению развития экономики в условиях санкционного давления, говорится в пояснительной записке. Его цель — упрощение и ускорение расчетов за уже поставленные товары, в том числе за стройматериалы по контрактам, по которым ведется казначейское сопровождение.
Механизм казначейского сопровождения госконтрактов применяется в России с 2016 года. С его помощью Федеральное казначейство (подчиняется Минфину) может контролировать каждое платежное поручение и каждую операцию по контрактам. Это необходимо для того, чтобы исключить нецелевое использование бюджетных средств и повысить прозрачность их расходования.
Расширение сопровождения
С 2022 года власти ужесточили правила казначейского сопровождения крупных федеральных контрактов. Госконтракты стоимостью от 1 млрд руб. подлежат расширенному казначейскому сопровождению с использованием лицевых счетов в Федеральном казначействе. Новыми требованиями были обеспокоены деловые объединения и профильные бизнес-ассоциации. О том, что строительная отрасль не готова к введению нового механизма и что он может привести к уходу подрядчиков с рынка госзаказа, предупреждал глава РСПП Александр Шохин в письме премьер-министру Михаилу Мишустину. Ранее аналогичные обращения направляла Национальная ассоциация инфраструктурных компаний (НАИК), отмечая, что новшества увеличат закредитованность строителей и усложнят получение банковских гарантий по госконтрактам. В ассоциации указывали, что при расширенном казначейском сопровождении все потоки денежных средств будут поступать на лицевой счет, что повлечет за собой их «неликвидность» до исполнения контракта.
Механизм расширенного казначейского сопровождения должен был заработать с 1 января 2022 года, но в феврале правительство перенесло введение этой меры на апрель.
Сейчас казначейское сопровождение также необходимо для некоторых контрактов при закупке у единственного поставщика, контрактов стоимостью выше 600 тыс. руб. по гособоронзаказу, для авансов по поставке товаров и оказании услуг на сумму от 100 млн руб. Кроме того, согласно Бюджетному кодексу, казначейству необходимо сопровождать взносы в уставные капиталы юрлиц и их «дочек», а также субсидии и бюджетные инвестиции юрлицам в рамках соглашений о государственно-частном партнерстве.
В законопроекте предлагается в 2022 году освободить от казначейского сопровождения все такие контракты, в том числе в сфере строительства, если их сумма не превышает 5 млн руб.
Такое изменение порога скажется на значительной части контрактов, которые заключаются на муниципальном уровне, говорит управляющий партнер юридической компании Enterprise Legal Solutions Юрий Федюкин.
Кроме того, согласно законопроекту, регионы смогут сами определить контракты стоимостью до 50 млн руб., которые будут освобождены от сопровождения.
В случае вступления закона в силу смогут получать деньги напрямую, без открытия счета в казначействе, следующие контрагенты:
- поставщики, если они уже поставили товары по госконтрактам;
- поставщики стройматериалов и оборудования, если затраты на их покупку включены в смету проекта. Они смогут получать на счет в банке, минуя казначейство, не только оплату, но и авансы;
- подрядчики по контрактам на строительство, реконструкцию, реставрацию, капремонт при предоставлении документов, подтверждающих выполнение работ и затраты.
Как законопроект повлияет на контракты
Государство, с одной стороны, упрощает механизм казначейского сопровождения, что снижает бюрократические барьеры и проволочки, а с другой — создает простор для потенциального злоупотребления, а именно нецелевого расходования денежных средств, считает управляющий партнер адвокатского бюро «Пропозитум» Дмитрий Галанцев. Хотя законопроект и вводит некоторые упрощения, все основные механизмы казначейского сопровождения сохраняются, поэтому следить за целевыми расходами можно будет по-прежнему, возражает управляющий партнер адвокатского бюро Asterisk Владимир Хантимиров.
Если законопроект будет принят, то казначейское сопровождение как институт сохранится в основном при реализации крупнейших проектов федерального масштаба, говорит Федюкин. На уровне регионов, по его словам, скорее всего, этот механизм будет использоваться только при осуществлении контроля над тем, как тратятся деньги из федерального бюджета. «Упрощение в первую очередь затронет подрядчиков, работающих с муниципальными контрактами. А вот крупнейшие компании, специализирующиеся на «мегастройках», скорее всего, этих изменений не почувствуют», — полагает Юрий Федюкин.
В сложившихся экономических условиях предлагаемые изменения недостаточны для снижения риска неисполнения строительных госконтрактов, говорит гендиректор НАИК Мария Ярмальчук. Действующий механизм казначейского сопровождения зачастую не позволяет подрядчикам до окончания срока действия контракта получить деньги за продукцию собственного изготовления и услуги собственного парка машин. Кроме того, в ряде случаев подрядчик не может распоряжаться деньгами, несмотря на то, что работы выполнены. «В условиях существенного роста ключевой ставки и отсутствия решений по вопросам возмещения удорожания стоимости строительных ресурсов за прошлый год, это обстоятельство является критичным для бизнеса», — говорит Ярмальчук.
В НАИК полагают, что нужно дать возможность перечислять деньги за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги на расчетный счет поставщика без ограничения суммы контракта, а также выплачивать аванс подрядчику напрямую, при условии предоставления банковской гарантии.