Лента новостей
Япония и Монголия подписали соглашение о передаче оборонных технологий 08:24, Новость Стартовали продажи седана для деловых людей Lada Aura: обзор автомобиля 08:24 Как развитие производства ускоряет масштабирование light industrial 08:23 Производитель F-35 опроверг «угрозу» Трампа отменить контракт на $1 трлн 08:22, Статья Как замедление экономики КНР влияет на торговлю с Россией 08:19, Статья Суд в Румынии отклонил жалобу на аннулирование итогов выборов президента 08:13, Новость Власти сформировали меры поддержки угольной отрасли 08:10, Статья На фоне дисбаланса экспорта и импорта выросла цена фрахта контейнеров 08:00, Статья Появилось видео с места падения дрона на казармы спецполка полиции Чечни 07:57, Новость Как сделать сотрудников более ответственными: набор практик 07:56, Книга Минобороны сообщило о перехвате дронов над Чечней и Северной Осетией 07:51, Статья Как обезопасить аккаунт на криптобирже 07:50 Президенту Бразилии сделают еще одну операцию после трепанации черепа 07:47, Статья ИГ взяла ответственность за взрыв в Кабуле, при котором погиб министр 07:43, Новость Таланты в условиях «голода»: как сохранить ценных сотрудников 07:42 Бумаги «квазииностранцев» на Мосбирже переведут в третий эшелон 07:30, Статья Не все козыри: в чем преимущества нового Tank 700 07:30 Как развивается рынок цифровых финансовых активов в России 07:22
Газета
Дыра в порошковом покрытии
Газета № 071 (3564) (0206)
0

Дыра в порошковом покрытии

Компания NielsenIQ зафиксировала сокращение ассортимента бытовой химии в рознице
Выбор товаров в магазинах становится все менее разнообразным: весной ассортимент бытовой химии сократился почти на четверть, только стиральных порошков — на треть. Снижается импорт, компании оптимизируют портфель брендов
Фото: Кирилл Каллиников / РИА Новости
Фото: Кирилл Каллиников / РИА Новости

В марте—апреле 2022 года в магазинах резко сократился ассортимент бытовой химии и средств для персонального ухода, следует из предоставленных РБК результатов аудита розничной торговли исследовательской компании NielsenIQ. По ее подсчетам, за шесть недель — с 21 марта по 1 мая 2022 года — в крупнейших торговых сетях количество товарных позиций в этих непродовольственных категориях снизилось на 23% к аналогичному периоду прошлого года.

Товарные позиции, или SKU (от англ. stock keeping unit — «единица складского учета»), учитывают различные вариации одного и того же товара. Под одним брендом, поясняют в NielsenIQ, может продаваться несколько разных товарных позиций, которые отличаются, например, по объему упаковки: к примеру, вода «Святой источник» в бутылках объемом 0,33 л и 1 л — это разные товарные позиции.

Самое заметное сужение ассортимента наблюдается в стиральных порошках: количество товарных позиций в марте—апреле 2022 года сократилось почти на 33% к аналогичному периоду прошлого года. В число лидеров по снижению ассортимента среди непродовольственных товаров вошли также персональные средства гигиены, средства для мытья посуды, кондиционеры для белья и волос, средства для лица, шампуни и средства для уборки.

В 155 категориях сократился не только ассортимент, но и продажи в натуральном выражении, отмечают в NielsenIQ. Уменьшение ассортимента и снижение продаж — взаимосвязанные факторы, но имеют разную природу и происходят параллельно, отмечает директор по работе с ретейлом российского офиса NielsenIQ Константин Локтев. На рынке достаточно категорий, где ассортимент снизился, но при этом нет снижения продаж — например, это бакалея, товары для детей и безалкогольные напитки.

Есть также 12 категорий, где ассортимент в марте—апреле, наоборот, расширился: лидерами тут оказались энергетики, алкогольные коктейли и джин.

Бизнес
Россияне перестали скупать гречку и переключились на джин Фото: Варвара Гертье / РИА Новости

Почему в магазинах стало меньше бытовой химии

Локтев называет несколько причин сужения ассортимента. Во-первых, ряд поставщиков больше не может поставлять свою продукцию; во-вторых, отдельные поставщики сократили ассортимент из-за трудностей с сырьем, ингредиентами и комплектующими. Наконец, сокращение ассортимента спровоцировали и сами покупатели, которые в марте запасались товарами длительного хранения, что привело к отсутствию ряда товарных позиций на полках.

После начала военной спецоперации на Украине западные компании стали массово приостанавливать операции на российском рынке, среди них — крупнейшие международные производители товаров повседневного спроса. Базовая продукция международных брендов в основном производилась в России, но отдельные продукты, например, лимитированных линеек поставлялись из-за рубежа, указывает гендиректор агентства «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров.

Бизнес
От Adobe до Visa: какие компании приостановили работу в России <p>Компания <a href="https://www.rbc.ru/business/01/03/2022/621e86f69a794730620b1cc1">сообщила</a> об ограничении работы Apple Pay и других своих сервисов на территории России, а также о приостановке продажи продукции в стране. Доставка техники из онлайн-магазина сейчас недоступна</p>

Какие компании сократили ассортимент бытовой химии в России

Еще в начале марта значительно сократить ассортимент своей продукции в России пообещала американская компания Procter & Gamble. Компания, которая производит средства для стирки Tide, Ariel и «Миф», прокладки Always, Naturella и Discreet, подгузники Pampers, тампоны Tampax, кондиционеры для белья Lenor, средства для волос Head & Shoulders и Pantene, а также средства для уборки Mr. Proper, заявила, что будет продавать в России только основные товары для здоровья и гигиены.

Концерн Unilever в марте объявил, что приостановит импорт продукции в Россию и экспорт из страны, но продолжит снабжать россиян необходимыми средствами гигиены и пищевой продукцией, которые производятся на российских заводах компании (среди ее брендов — бытовая химия Cif и Domestos, средства гигиены Rexona, Dove, Aхe, Camay, Clear, а также «Чистая линия», «Лесной бальзам», «Бархатные ручки», «Черный жемчуг»).

В конце марта американская Johnson & Johnson объявила, что приостановит поставки в Россию средств личной гигиены. Компания производит тампоны O.B., прокладки Carefree, гели для душа Le Petit Marseillais, ополаскиватели для полости рта Listerine, средства под брендами Johnson's Baby и Neutrogena, а также уходовую косметику для лица Clean & Clear.

В апреле об уходе из России объявил немецкий концерн Henkel. Среди его брендов — средства для уборки «Пемолюкс», средства для стирки Persil, «Пемос», Losk, «Ласка», Vernel, гели для душа Fa, средства для волос Shamtu, Schwarzkopf, Syoss.

О передаче российского бизнеса «третьим лицам или местным сотрудникам» в том же месяце объявила и британская Reckitt, производитель презервативов Durex, средств для чистки Vanish и Cillit Bang, средств для стиральных машин Calgon и ухода за кожей Clearasil.

Бизнес
Производитель клея «Момент» объявил об уходе из России Фото: Ralph Orlowski / Getty Images

«Мы приняли решение приостановить поставку товаров массового потребления — предметов личной гигиены — для продажи в России», — напомнил представитель Johnson & Johnson в России. «Из-за сокращения импорта сырья и упаковки бизнесу предстоит столкнуться с рядом операционных трудностей, а потребители в перспективе могут увидеть определенные изменения в нашем ассортименте, при этом качество продукции не изменится», — ответил на запрос РБК представитель Unilever в России, воздержавшись от более конкретных пояснений. Представитель Henkel настаивает, что «в период повышенного спроса в марте и апреле» компания не сокращала ассортимент своих товаров.

Производители действительно заявляют о сокращении ассортимента, но на сегодняшний день сокращения линеек бытовой химии пока не наблюдается, уверяет Вадим Журов, коммерческий директор сибирских розничных сетей «Батон» и «Красный яр». Ассортимент товаров для стирки, предметов женской гигиены, средств персонального ухода сузился на 10–15%, возражает топ-менеджмент одной из крупных российских сетей. Сокращение ассортимента подтверждает и представитель сети «Лента»: по его словам, это связано «с перестройкой логистики и пересмотром брендами стратегий своего развития».

Бизнес
Магазины стали отменять скидки и промоакции Фото: Кирилл Каллиников / РИА Новости

Сейчас действует эффект отложенного спроса, после масштабной мартовской закупки потребители расходуют купленное ранее, объясняет совладелец сетей «Семья» и «Spar Калининград» Олег Пономарев. Поэтому, по его словам, ретейлеры, следуя за покупательским спросом, незначительно, но меняют ассортимент, заменяя нишевые и более дорогие бренды на среднеценовой и низкий сегмент.

В торговой сети «Слата» с конца февраля отмечается сокращение ассортимента товаров категории «бытовая химия и средства ухода» в среднем на 15%, констатирует заместитель коммерческого директора Артур Лачинов. Оптимизация произошла из-за значительного роста цен на импортную продукцию и сокращения маркетинговых бюджетов. К примеру, в ассортименте стиральных порошков сокращение произошло за счет вывода компанией Henkel брендов Persil и «Пемос» и сужения ассортимента жидких средств для стирки. После подорожания средств личной гигиены в «Слате» уменьшился также ассортимент памперсов в премиум-сегменте, а по тампонам наблюдается дефицит на производстве, так как нет сырья, отмечает Лачинов. Там, где это возможно, сеть перешла на поставки товаров отечественного производства, добавляет собеседник РБК.

Бизнес
Минпромторг оценил запасы подгузников и женских прокладок в магазинах Фото: Виталий Белоусов / РИА Новости

Снижение количества товарных позиций не означает сокращения числа представленных на рынке брендов, подчеркивает исполнительный директор ассоциации «Русбренд» Алексей Поповичев. Производители, которые из-за санкций столкнулись с логистическими трудностями и проблемами с упаковкой, стремятся оптимизировать свой портфель, чтобы сохранить ключевые бренды, и убирают дополнительные товарные позиции, которые были расширением этого портфеля. «Условный порошок Tide остался, но от маленькой картонной упаковки перешли на большой полиэтиленовый пакет, который стал востребован у потребителей, поскольку он экономически более выгодный», — указывает эксперт. Потребителю, который привык к малому формату упаковки, это «может доставить какое-то неудобство», признает Поповичев, но, с другой стороны, «он не потерял возможность потреблять продукцию под этим брендом».

Сейчас ассортимент непродовольственных товаров с длительным сроком хранения постепенно восстанавливается — чтобы полка «перестроилась», должно пройти время, но она вряд ли опустеет, потому что или поставщики найдут способы перестроить логистику и восполнят ассортимент, или сами торговые сети найдут альтернативные позиции, успокаивает Локтев.

В Минпромторге не стали комментировать данные NielsenIQ, но напомнили, что с начала мая в Россию разрешен параллельный импорт ряда товарных позиций. Конкуренция с поставками неофициальных импортеров «позволит обеспечить широту предложения потребительских товаров», отметили в министерстве.