Между приоритетами и претензиями
Госдума в среду, 26 октября, приняла в первом чтении проект федерального бюджета на 2023 год и плановый период 2024–2025 годов. «За» проголосовали 319 человек, «против» — 80 человек (так голосовали фракции КПРФ и «Справедливая Россия — За правду»).
Министр финансов Антон Силуанов называл этот бюджет «самым сложным в своей карьере». РБК следил за трансляцией пленарного заседания, ключевые цитаты — в материале.
О приоритетах бюджета
Министр финансов Антон Силуанов
«Все важнейшие приоритеты в бюджете учтены. Это финансовое обеспечение социальных обязательств: все те решения, которые закладывались в посланиях президента, решения по поддержке людей учтены, и на них предусмотрены все необходимые ресурсы. Технологическая независимость и развитие инфраструктуры — также наш важнейший приоритет. Обеспечение безопасности страны и боеготовность вооруженных сил — все средства на нужды обороны и безопасности финансовый документ учитывает. Бюджетное регулирование и интеграция новых регионов. На все это средства заложены».
«Мы, когда встречались с фракциями, видели предложения депутатов об увеличении расходов бюджета, [для формирования] бюджета развития. За счет чего? За счет дополнительного использования налоговых поступлений, увеличения налогов, за счет источников, которые приведут к росту инфляции. Бюджет — это всегда баланс между возможностями и теми приоритетами, которые мы определяем».
О госпрограммах
Глава Счетной палаты Алексей Кудрин
«Конечно, качество выполнения всех запланированных целей зависит от качества государственных программ, эффективности их исполнения. Планируется 50 государственных программ на сумму 20,6 трлн руб. [в 2023 году]. Некоторые программы существенно выросли, например социальная поддержка граждан — на 30%, развитие здравоохранения — на 20%, обеспечение доступным жильем — на 21% (к показателям, заложенным в прошлогоднем законе о бюджете на 2023 год. — РБК).
Правительство представило программы в новом формате, они должны быть более эффективны. Мы обращаем внимание на положительные изменения. Например, верхнеуровневые показатели должны оценивать конечный результат — то, что люди получат, а не промежуточный технический результат. Такие показатели увеличены с 22 до 50% — это положительный момент. Но само правительство в своих методиках поставило задачу, что все 100% верхнеуровневых показателей должны быть ориентированы на конечный результат. Так что есть еще резерв для работы».
О претензиях к бюджету
Руководитель фракции КПРФ Геннадий Зюганов
«Этот бюджет абсолютно оторван от интересов трудящихся нашей страны. Страна как вымирала, так и будет продолжать вымирать при таком финансировании и поддержке граждан. <...> Если вы возьмете здравоохранение и фармацевтику, фармацевтика вообще ликвидируется как класс. Это в стране, в которой восемь из десяти таблеток иностранные, а в остальных двух — субстанции иностранные. Если наложат санкции на поставки лекарственных средств, что будем делать? Я хочу спросить у Силуанова и правительства. <...>
Открывайте раздел «Экономика». Там шиш в масле! А инновационная экономика вообще ликвидируется как класс».
О регионах
Председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров
«Было 13 бездотационных регионов, стало 23. У нас сократилось количество высокодотационных регионов. Но я не хотел бы, чтобы мы почивали на лаврах. Собственные доходы регионов серьезно растут. Но последние два квартала мы наблюдаем постепенное снижение. Точно так же, как текущая ситуация влияет на федеральный бюджет, она будет действовать и на регионы. Доходы регионов будут снижаться».
О макроэкономическом прогнозе
Председатель комитета Госдумы по экономической политике Максим Топилин
«Безусловно, прогноз готовился совершенно в экстремальных условиях. Когда именно по тем факторам, которые являются основой для формирования бюджета и лежат в основе прогноза, именно они подвергаются наибольшему воздействию санкционного давления на Россию — это цены на нефте- и газовые ресурсы, все, что связано с осуществлением импортных, экспортных операций. С учетом того, что эти санкционные истории еще продолжаются, это может влиять на формирование бюджета и, соответственно, на реалистичность прогнозов. Но мы считаем, что в текущих условиях прогноз является реалистичным».
О налоговой нагрузке
Антон Силуанов
«[Звучат предложения о] прогрессии НДФЛ, увеличении страховых взносов. Сейчас не самое лучшее время внедрять кардинальные налоговые новации, которые касаются бизнеса и населения. Поэтому мы очень точечно предложили изменения налогов на следующий год, касающиеся только рентных налогов. Частью сверхдоходов мы предложили предпринимателям поделиться с бюджетом. На наш взгляд, такой механизм наиболее объективен в текущей ситуации. Увеличивать налоговое бремя для бизнеса и населения — не лучшее предложение».
Что заложено в бюджете
Проект бюджета 2023–2025 годов предусматривает превышение расходов над доходами все три года: в 2023 году дефицит планируется на уровне 2,93 трлн руб., или 2% ВВП, к 2025 году он опустится до 1,26 трлн (0,7% ВВП). Доходы в 2023 году, как предполагается, будут меньше, чем в текущем году, на 5,6%. Это произойдет с учетом мер по «мобилизации» доходов — прежде всего изъятия «сверхренты» в нефтегазовом секторе (дополнительных прибылей, которые компании, по данным Минфина, получили в этом году за счет высоких цен на нефть и газ).
- В бюджете заложены повышение НДПИ на уголь в первом квартале 2023 года и введение экспортной пошлины на удобрения и уголь при превышении определенного уровня цен. За счет этих мер бюджет получит ориентировочно 150 млрд руб. в 2023 году.
- В нефтяной отрасли принято решение продлить ценовую скидку при расчете демпфера на бензин (механизм в целом предусматривает выплаты из бюджета в пользу нефтяных компаний при высоких экспортных ценах на топливо, а из-за учета дисконта на российские нефть и нефтепродукты, сформировавшегося в том числе из-за санкций, эти компенсационные выплаты уменьшаются).
- За счет повышения ставки НДПИ и увеличения экспортной пошлины на природный газ власти планируют собрать в бюджет дополнительно более 490 млрд руб. в 2023 году.
В расходной части все три года закладываются ассигнования примерно по 29 трлн руб. каждый год. Это значит, что с учетом обесценения денег расходы будут фактически снижаться. Но Силуанов в интервью РБК подчеркивал, что сам по себе уровень в 29 трлн руб. в 2023 году завышен по сравнению с «нормальной» траекторией с 2019 года.
Особенностью нового бюджета являются повышенные расходы на оборону и безопасность — более 9 трлн руб. в 2023 году, или 32% всех расходов. Стабильную тенденцию по сокращению объемов бюджетных ассигнований демонстрируют национальные проекты «Здравоохранение», «Жилье и городская среда», «Экология», «Цифровая экономика», «Малое и среднее предпринимательство», «Туризм и индустрия гостеприимства», «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры», отметили эксперты Финансового университета при правительстве в заключении на проект бюджета.