Автосалонный слалом
«Авилон», один из крупнейших дилерских холдингов в России, является основным претендентом на покупку завода немецкого концерна Volkswagen (VW) в Калуге. Об этом РБК рассказали два источника, знакомых с ходом переговоров. По словам одного из них, «Авилон» станет покупателем актива, финальное согласование сделки планируется 3 марта.
Ранее о том, что «Авилон» стал одним из претендентов на завод, сообщил телеграм-канал «Русский автомобиль».
Завод Volkswagen в Калуге был запущен в 2007 году в режиме крупноузловой сборки, а через два года он заработал по полному циклу. Его мощность — 225 тыс. автомобилей в год, в 2021 году было выпущено 118 тыс. машин. Там производились модели Volkswagen Tiguan и Polo, а также Skoda Rapid. Но после начала военной операции России на Украине работа площадки была приостановлена. По данным «Коммерсанта», «Авилон» также купит завод двигателей VW, находящийся в Калуге.
В начале февраля 2023 года сообщалось об интересе к активам Volkswagen со стороны АФК «Система». Но, по информации источников РБК, корпорация в итоге отказалась от сделки.
«Мы постоянно следим за ситуацией и рассматриваем различные сценарии дальнейшего развития событий. Один из вариантов — продажа активов «Фольксваген Груп Рус» третьему лицу. Однако решение по этому поводу пока не принято», — сообщили в пресс-службе Volkswagen. В пресс-службе Минпромторга лишь добавили, что сейчас прорабатываются различные сценарии дальнейшего развития завода Volkswagen в Калуге, включая его продажу. РБК направил запросы в пресс-службу «Авилона».
Что известно про «Авилон»
«Авилон» — крупный российский автодилер с портфелем из 41 бренда, включая немецкие Volkswagen и Mercedes-Benz, китайские Chery, Changan, Haval, FAW, Exeed, Chery, Changan, Haval, Geely, Voyah, OMODA и Tank, а также «Москвич». По итогам 2021 года группа продала 36,6 тыс. автомобилей, выручка составила 154 млрд руб. Около 90% группы в равных долях принадлежат Александру Варшавскому и Камо Авагумяну.
Зачем дилеры покупают автозаводы
После начала спецоперации России на Украине крупнейшие иностранные автопроизводители заявили об уходе с российского рынка и приостановке заводов. У тех же местных производств, которые продолжили работу, возникли проблемы с поставкой импортных комплектующих из-за западных санкций. В итоге, по данным комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса, общие продажи легковых и легких коммерческих автомобилей в России в 2022 году сократились на 58,8%, до 687,37 тыс. штук.
На этом фоне французская Renault в мае продала 67,69% АвтоВАЗа ФГУП «НАМИ» (структура Минпромторга) за символический 1 руб., а ее московский завод «Рено Россия» получило правительство Москвы, которое его переименовало в «Москвич». Первой моделью, поставленной на конвейер после возобновления работы этого завода, стал компактный кроссовер «Москвич 3», внешний вид и технические характеристики которого полностью повторяют китайский JAC JS4.
Активы японской Nissan в Петербурге недавно получил АвтоВАЗ. Другие заводы иностранных производителей тоже были выставлены на продажу. В октябре 2022 года стало известно, что еще один автодилер, «Автодом», покупает подмосковный завод Mercedes в Есипово, который был открыт в 2019 году и тоже приостановил работу весной прошлого года. Эту сделку одобрил президент Владимир Путин в начале февраля 2023 года.
Акционеры дилеров ищут новые ниши и способы монетизации своих знаний и сложившихся отношений, отмечает руководитель практики по работе с транспортными предприятиями Kept Сергей Казачков. У дилеров были самые устойчивые и доверительные отношения с иностранными автопроизводителями, а сейчас, после ухода многих из них с российского рынка, это очень важное конкурентное преимущество. Спрос на покупку хороших активов, даже в таком «неочевидном секторе» (заводы компаний, покидающих иностранный рынок) за относительно небольшие деньги, высок, указывает он.
Дилеры стали интересоваться покупкой автозаводов, потому что для них это более-менее профильный бизнес, отмечает эксперт по автопрому Владимир Беспалов. «С точки зрения рынка понятно, что потенциально он намного больше, чем тот объем автомобилей, который продается. Сейчас есть проблема дефицита предложения, поэтому логично осваивать новые ниши, — продолжает он. — Им надо что-то продавать. С учетом того, что импортные потоки все равно будут так или иначе ограничиваться по мере расширения локальной сборки, то они смотрят на варианты производства, которые есть внутри страны».
Кто может стать партнером «Авилона»
Минпромторг обещал помочь «Автодому» подобрать технологического партнера для налаживания производства автомобилей на площадке Mercedes в Подмосковье. Аналитики предполагали, что его партнером станет китайский производитель автомобилей. По данным телеграм-канала «Русский автомобиль», на линиях завода Volkswagen также будут производить машины китайских брендов. «Выбор партнеров не очень большой. Скорее всего, это будет какая-то китайская компания», — соглашается Беспалов. Доля китайских производителей на российском авторынке в прошлом году выросла почти втрое (с 7,5 до 19,4%), и недавно в России была создана Ассоциации китайских автопроизводителей, в состав которой вошли как крупнейшие китайские бренды, так и российские импортеры, сообщал уполномоченный при президенте по защите прав предпринимателей Борис Титов.
«В связи с позитивной динамикой китайских автомобильных брендов и их высоким потенциалом на рынке «Авилон» принимает решение о расширении портфеля компании. В середине второго квартала 2022 года «Авилон» становится официальным дилером марок Exeed, Chery, Changan, FAW, Changan, Haval, Geely», — говорилось в сообщении компании.
Важно иметь хорошего технологического партнера, поскольку дилер умеет отлично продавать и обслуживать, но не производить, а перезапуск завода без технологического партнера в новых условиях санкций и поломки цепочек поставки автокомпонентов, скорее всего, невозможен, замечает Казачков. По его словам, для максимальной реализации потенциала этих площадок нужны хорошие финансовые и стратегические партнеры, готовые на длинном горизонте инвестировать миллиарды рублей, не ожидая быстрого возврата инвестиций.
Если на начальном этапе на бывшем заводе VW будет «отверточная сборка», то для этого потребуются совсем небольшие инвестиции — несколько миллионов долларов, уточняет Беспалов. Если дальше будет более глубокая локализация производства моделей, то потребуются гораздо более существенные средства — десятки, а может, сотни миллионов долларов — в зависимости от того, каким будет масштаб производства, сколько моделей будет запущено и т.д., добавляет он.