Лента новостей
Христиане в Сирии вышли на протесты после сожжения рождественской елки 20:06, Новость Чуйченко предложил разработать ограничения для неплательщиков алиментов 20:04, Новость Герой России Головин стал главой «Юнармии» 20:02, Новость Посланник Трампа по Украине исключил повторение минских соглашений 19:59, Статья Большой гид по «Серии плюс»: чем интересны кварталы ПИК нового поколения 19:59 Сцепка с цифрой: какие сервисы упрощают и ускоряют грузоперевозки 19:53 Жителю Ростовской области дали 22 года за госизмену и терроризм 19:51, Новость В МВД Абхазии создадут подразделение по борьбе с майнингом криптовалюты 19:48, Статья ЦБ впервые раскрыл объем платежей россиян по лицу и QR-кодам 19:45, Статья Нападение ВСУ на Курскую область. Главное 19:42, Статья Против бывшего главы Republic Колезева возбудили новое уголовное дело 19:32, Новость Трамп заявил, что будет добиваться смертных приговоров для убийц 19:29, Новость Зачем нужен статус «квала» в России 19:27 Минтранс заявил, что потерпевшие крушение танкеры нарушили запрет 19:25, Статья Как сформировать финансовую подушку безопасности на будущее 19:24 Биткоину предсказали «квантовый апокалипсис». Насколько это реально 19:22, Статья Дикое племя массако впервые запечатлели в Бразилии 19:21, Новость Лидер Восточной конференции КХЛ нанес «Барысу» 11-е поражение в 12 матчах 19:19, Статья
Газета
Глава «Клаустрофобии» — РБК:
Газета № 077 (3747) (1306) Технологии и медиа,
0

Глава «Клаустрофобии» — РБК:

«Российская аудитория устала от ужасов»
О планах развивать сеть квестов в Китае и ОАЭ, росте выручки на фоне сокращения индустрии развлечений и перспективах ребрендинга из-за усталости аудитории от хорроров РБК рассказал президент сети «Клаустрофобия» Владимир Жиганов
Владимир Жиганов
Владимир Жиганов (Фото: Михаил Гребенщиков / РБК)

В 2022 году индустрия квестов, несмотря на массовую отмену бронирований и «вакуум новых заказов» в первые две недели после начала спецоперации, а затем после объявления частичной мобилизации, в целом оказалась в выигрышном положении на протяжении большей части года. Об этом заявил РБК президент сети интерактивных развлечений «Клаустрофобия» Владимир Жиганов.

«Любое потрясение на рынке, будь то закрытие «Макдоналдса», потеря голливудского контента в кинотеатрах и так далее, давало нам дополнительную выручку, поскольку у аудитории сокращался набор доступных развлечений, — утверждает глава «Клаустрофобии». — В моментах у людей был эмоциональный шок, развлечения отходили на десятый план. Но как только этот шок проходил, мы фиксировали всплеск выручки. В апреле 2022 года, через месяц после начала спецоперации, наша выручка год к году вовсе удвоилась. Если сравнивать 2019 и 2022 годы, то выручка выросла чуть больше чем на 70%». Абсолютные цифры собеседник РБК не приводит.

Чем известна «Клаустрофобия»

«Клаустрофобия» была основана в 2013 году Богданом Кравцовым, Тимуром Кадыровым и Сергеем Кузнецовым. В 2019 году бизнес был выставлен на продажу, проект был оценен в 80 млн руб. Компанию купил президент ГК «Основа», экс-владелец одного из крупнейших в России застройщиков «Мортон» Александр Ручьев.

Сейчас на долю «Клаустрофобии» приходится не менее трети рынка квестов, оборот которого в 2022 году достиг 3 млрд руб., оценивает МТС Live (агрегатор билетов на развлекательные мероприятия, который входит в компанию МТС). Сама «Клаустрофобия» оценивает свою долю на рынке в 35–40%, также утверждая, что весь оборот сегмента равен 3 млрд руб. На конец 2022 года у компании насчитывалось 58 локаций для игр и 320 проектов. Всего за прошедший год «Клаустрофобия» провела 94,5 тыс. игр, а средний чек составил 6 тыс. руб. за команду.

Спрос на этот вид развлечений растет: всего в России за 2022 год состоялось 750 тыс. квестов — это на четверть больше, чем в допандемийном 2019 году, оценивает специализированный агрегатор «Мир квестов».

Технологии и медиа
Организаторы квестов провели с начала года полмиллиона игр Фото: Евгения Новоженина / РИА Новости

«Мы не можем позволить себе поднимать цены»

Сейчас, на фоне относительно стабильной ситуации на рынке развлечений, темп роста выручки «Клаустрофобии» несколько замедлился, констатирует Жиганов. Если январь 2023 года к январю 2022-го вырос на 26%, то май 2023 года к маю 2022-го — лишь на 11% (абсолютные цифры не приводятся). «Связано это, скорее всего, с тем, что пока не принято массово обсуждать, — экономическим кризисом, который все-таки нас накрывает», — считает Жиганов.

Кроме того, существенно подорожало и маркетинговое продвижение в интернете, а «Яндекс» в отсутствие конкуренции со стороны Google, будучи монополистом на рынке, больше не вкладывается в распределение трафика, в том числе рекламного, как прежде, добавляет Жиганов. «Если год назад привлечение одной команды обходилось нам в 283 руб. маркетингового бюджета, то сейчас при той же самой конверсии мы тратим уже 1084 руб., — объясняет глава «Клаустрофобии». — То есть клиент на входе теперь стоит в четыре раза дороже. При этом с актуальной покупательной способностью аудитории мы не можем позволить себе поднимать розничные цены: в этом случае мы потеряем даже лояльных клиентов».

Фото: Михаил Гребенщиков / РБК
Фото: Михаил Гребенщиков / РБК

Сколько стоят квесты и их организация

Средняя стоимость игры в 2022 году на команду из четырех человек достигла 4,8 тыс. руб., оценивает представитель «Мира квестов» Анастасия Недумова. В 2019 году средний чек составлял чуть меньше 4 тыс. руб. за команду, а в 2021 году — 4,5 тыс. руб.

На российском и азиатском рынках продукты в сфере квестов делятся на четыре ключевых направления, объясняет Жиганов:

  • Собственно квесты в формате escape, или «выбраться из комнаты»,  — это интеллектуальные игры, в которых команда игроков получает определенную легенду и решает серию загадок в замкнутом помещении, чтобы прийти к определенной цели — обычно им нужно выбраться из этого помещения за определенное время. Стоимость запуска одного такого квеста варьируется от 3 млн до 16 млн руб., окупаемость наступает в среднем за два года.
  • Квесты с актерами в целом похожи на первую категорию, но антураж легенде задают живые персонажи, задача которых — либо помогать в решении загадок, либо препятствовать команде. Ценовой диапазон запуска таких квестов — от 2 млн до 10 млн руб., в основном за счет того, что обычно такие игры проходят в жанре хоррора, стилистика которого допускает темное освещение, а значит, и меньшее внимание к деталям декораций.
  • Перформансы — интерактивные игры, сочетающие в себе элементы квестов с актерами и театрализованных представлений. Игроки становятся главными героями разыгрываемой истории и напрямую влияют на развитие сюжета. При этом как таковые загадки отсутствуют, а концовки вариативные. Средняя стоимость такая же, как у квестов с актерами.
  • Иммерсивные шоу — театральные постановки, в которых игроки выступают полноценными участниками процесса, но, в отличие от актеров, не знают свою роль и сценарий и действуют исходя из ситуации, своего опыта и моральных принципов. Такие игры имеют большую вариативность концовок и обычно проходят на больших многоуровневых площадках. Стоимость запуска начинается от 15–20 млн руб., верхний порог зависит от сложностей монтажа декораций и размера локации. В отличие от квестов площадки для иммерсивных шоу чаще всего занимают сотни квадратных метров.

Технологии и медиа
Расходы россиян на развлечения выросли зимой минимум на 30% Фото: Кирилл Каллиников / РИА Новости

«В моменте мы потеряли почти всех корпоративных клиентов»

Около четверти всей выручки «Клаустрофобии» по итогам 2022 года принесли онлайн-игры в b2b-сегменте, организуемые для крупных корпоративных клиентов, рассказывает Жиганов. Это направление компания запустила в период пандемии коронавируса, пытаясь найти новые каналы коммуникации с аудиторией на фоне локдауна. Одним из первых крупных клиентов стала тогда еще компания Mail.ru (сейчас известная как VK), заказавшая 12-часовой фестиваль на 700 человек. «Заказчик поставил условие: шоу не должно быть «Вечерним Ургантом», то есть все должны быть активными участниками, а не зрителями, — объясняет формат Жиганов. — Кроме того, у людей должна была быть возможность свободно перемещаться в онлайн-пространстве и выбирать те или иные развлечения».

Владимир Жиганов
Владимир Жиганов (Фото: Михаил Гребенщиков / РБК)

Формат быстро прижился, «Клаустрофобия» стала получать заказы от банков (в их числе были «Сбер» и «Тинькофф»), крупных консалтинговых компаний и других корпоративных клиентов. «Этот продукт также стал одним из форматов тестирования от HR при найме на работу новых сотрудников или при проверке квалификации уже действующих, — объясняет Жиганов. — То, что преподносится как развлекательное событие в игровой и шуточной форме, в том числе направлено на проверку знаний и профильных навыков».

Если до пандемии, на начало 2020 года, сегмент онлайн-корпоративов и тимбилдинга представлял собой меньше 30 запросов в месяц, то к началу 2023 года он вырос до 8–10 тыс., констатирует Жиганов. Из 42 запущенных под корпоративных клиентов продуктов «Клаустрофобия» оставила в постоянной линейке 14 без учета спецверсий и адаптированных сценариев под задачи новых заказчиков.

«С уходом иностранных компаний развивать b2b-сегмент стало несколько сложнее, — признает глава сети. — Все-таки в российском бизнесе до сих пор много где «отдел кадров», а не HR-специалисты. Корпоративная культура только декларируется на совещаниях, но мало развивается на практике. После начала спецоперации в моменте мы потеряли практически всех клиентов, из 60 постоянных заказчиков остались только «Яндекс», «Тинькофф», «МегаФон», МТС и «Спортмастер». «Леруа Мерлен», которая формально в России осталась, полностью заблокировала HR-бюджеты. Однако уже к осени спрос восстановился, а компании, чей бизнес был выкуплен российскими собственниками, вернулись».

Бизнес
Владелец Leroy Merlin передаст российский бизнес менеджменту Фото: Антон Новодережкин / ТАСС

«Усталость аудитории от ужасов на фоне СВО наводит на мысль о ребрендинге»

Несмотря на то что для конечного бенефициара «Клаустрофобии» Александра Ручьева квесты — непрофильный актив, его группа компаний «Основа» активно интересуется сферой развлечений и семейного досуга, утверждает Жиганов: группа, например, развивает собственную федеральную сеть семейных термальных комплексов «Термолэнд». При этом Жиганов не исключает, что в «Клаустрофобию» будут привлечены крупные профильные участники медиарынка для коллаборации или долевого партнерства — такие переговоры, по словам собеседника РБК, ведутся, но с кем именно, он не уточнил.

Владимир Жиганов
Владимир Жиганов (Фото: Михаил Гребенщиков / РБК)

Помимо классических квестов «Клаустрофобия» развивает направление детских мероприятий для аудитории от восьми до 12 лет. Запуск этого проекта состоялся в 2022 году под дочерним брендом «КлаусКидс». «Однако и развитие детского сегмента, и общий тренд на усталость аудитории от ужасов, в том числе на фоне спецоперации, навели нас на мысль о необходимости ребрендинга, — утверждает Жиганов. — Во-первых, само слово «клаустрофобия» негативное, продавать продукты с таким названием на новую, особенно детскую аудиторию мы не сможем. Во-вторых, оно ассоциируется именно с хоррор-квестами, которых у нас меньше 30% в линейке. Но разом и полностью отказываться от «Клаустрофобии» пока рискованно: у нас большой брендовый трафик в Сети, нас ищут именно по этому слову, и отказ от него может просто убить компанию. Но, скорее всего, новые дочерние продукты мы будем предлагать под другими, частично созвучными названиями».

Перспективы развития внутри России «Клаустрофобия» видит только в городах-миллионниках, признает Жиганов. Сейчас целевая аудитория компании в Москве и Подмосковье насчитывает около 600 тыс. человек, которые в среднем три-четыре раза за год ходят на квесты. «С такими цифрами можно обеспечить окупаемость, — объясняет глава «Клаустрофобии». — Инвестировать в локации в небольших городах экономически невыгодно: себестоимость продукта такая же, билетный диапазон должен быть ниже, а цикл окупаемости вырастет».

Технологии и медиа
Экономика Atomic Heart: что известно о самой обсуждаемой российской игре Фото: mundfish.com

Глава «Клаустрофобии» — о присутствии в Европе: «У нас до сих пор остается локация в испанской Валенсии, хоть и франшизная. Это последняя наша европейская точка, которая пережила и пандемию, и спецоперацию. Но развить этот рынок в Европе так и не удалось, квесты все равно привлекали только туристов. Денег эти локации приносили немного, скорее, позволяли ярче себя позиционировать».

— о работе с блогерами: «В 2021 году мы попытались запустить коммерческий контент-парк для блогеров. Спустя месяц в Москве разные организации запустили еще порядка семи похожих локаций. Ни одна не выжила, наша тоже. Как оказалось, тема с блогерами хоть и очень популярна, но сами инфлюенсеры — это люди, которые не готовы ни за что платить. Они привыкли делать все по бартеру, за отметку и рекомендацию. Это не рыночная модель».

— о виртуальных развлечениях: «Этот тренд даже в пандемию был слабым. Мы пытались организовывать аватар-квесты, когда в квест-комнате находится актер, а команда следит за происходящим через камеры и дает ему указания. В Европе этот формат выстрелил, а российская аудитория посчитала его дешевкой».

— о выходе в страны СНГ: «Сейчас мы присутствуем только в Белоруссии. Перспектив в других странах не видим. Большинство из них мусульманские, у местных слишком домашний, семейный менталитет, а также есть определенные ограничивающие особенности проведения данных игр».

— об условиях аренды: «Мы смогли запустить десять новых продуктов в 2022 году. Но торговые центры к новым реалиям адаптируются очень медленно. Мало кто понимает, что развлечения нужны как трафикогенерирующая история, а пытаются нашу арендную ставку сравнивать с, например, fashion, который имеет 600–700% маржинальности на своих продуктах».

«Мы не платим западным правообладателям за франшизы»

В линейке квестов «Клаустрофобии» около десятка игр, в основе сюжета и стилистики которых лежат крупные западные кинофраншизы — в основном «Гарри Поттер» и «Властелин колец» (франшизы принадлежат американской кинокомпании Warner Bros.). Однако о том, что компания не платит за использование интеллектуальной собственности (IP) западным правообладателям, Жиганов говорит открыто. «Во-первых, мы не используем как таковое IP, а только вдохновляемся. Во-вторых, три года назад мы обращались с официальным письмом в Warner Bros. и уведомляли их о готовности купить права и развивать это направление с учетом всех особенностей рынка, — вспоминает глава «Клаустрофобии». — Если сократить их ответ до двух предложений, то они заявили, что теоретически им интересно наше предложение, но по внутренним регламентам, правилам и согласованиям на запуск этого вектора им потребуется от двух до пяти лет. Но наш рынок так не работает — откуда нам знать, будет ли «Гарри Поттер» популярным через пять лет?»

Существующие сейчас квесты вроде «Философского камня», «Хоббита» или «Чужого» по общему антуражу хоть и напоминают созвучные вселенные, но непосредственно образы, звуки и атрибутику из фильмов не используют. Это, по словам Жиганова, позволяет организовывать такие игры без использования IP.

Фото: Михаил Гребенщиков / РБК
Фото: Михаил Гребенщиков / РБК

«Накануне спецоперации нам приходила досудебная претензия от Warner Bros. с угрозой суда на $1,5 млн за использование образов из «Гарри Поттера», — признает глава «Клаустрофобии». — Мы предлагали выработать механику лицензирования. Во всем мире таких квестов по крупным франшизам десятки, но лицензируется только один — американский «Джуманджи», права на организацию которого официально дала Sony Pictures. Наша переписка с Warner Bros. длилась около полугода и в итоге затихла на их стороне. Сейчас мы не платим никому».

Впрочем, с российскими франшизами по такой схеме «Клаустрофобия» работать не планирует, отмечает Жиганов. «Мы готовы к коммуникации с отечественными правообладателями и, если будут подходящие предложения, мы будем оформлять лицензионное сотрудничество официально, — утверждает он. — Тем более что сейчас мы пытаемся развить и собственную «вселенную» — уже выпущена первая книга трилогии Escape от издательства АСТ, события которой развиваются в рамках вымышленного квеста. Сейчас идет печать второго тиража, первый полностью раскуплен. Ведем переговоры по потенциальной экранизации».

Технологии и медиа
Российские магазины столкнулись с дефицитом игры «Монополия» Фото: Alex Wong / Getty Images

«В 2024 году мы запустим «Клаустрофобию» в Китае»

Квесты, по словам Жиганова, — одна из немногих сфер, в которых тренд задается на азиатском рынке. Так, в Европе до сих пор не распространены квесты с актерами и иммерсивные шоу. При этом Азия эти направления активно развивает и вкладывает в них значительные средства.

Владимир Жиганов
Владимир Жиганов (Фото: Михаил Гребенщиков / РБК)

На этом фоне «Клаустрофобия» начала развивать бизнес на китайском рынке. Сейчас партнерство состоит в продаже сценариев и технической документации на готовые квесты. За два последних года было продано порядка двух десятков таких «пакетов», в числе проданных продуктов — хоррор-квест Rage. «Продажа в Китай одного только сценария стоит от $10 тыс., в зависимости от сложности технической документации в проработке, — утверждает Жиганов. — Для понимания: в Европе средняя цена не просто за сценарий, а за готовый квест, включая монтаж комнат и запуск, составляет в среднем €20–40 тыс. Кстати, потребительская цена квеста в Китае существенно выше, чем в Европе, как раз за счет большей популярности и готовности компаний вкладывать».

В 2024 году «Клаустрофобия» планирует полноценный выход на китайский рынок уже не просто через продажу сценариев на свои продукты, а с запуском собственной сети и с ориентацией на местное население, возможно, с локальным партнером. Сумма запланированных инвестиций на первом этапе превышает 100 млн руб. Компания также рассматривает потенциал выхода на рынок ОАЭ. Затраты на экспансию в эту страну Жиганов также оценивает в 100 млн руб., однако целевой аудиторией, в отличие от Китая, здесь будут экспаты и выходцы из России и стран СНГ: «Среди местных такой формат развлечений не очень востребован».

Пять фактов о Владимире Жиганове

Родился в 1985 году в Рязанской области.

В 2007 году окончил Московский институт экономики, менеджмента и права по специальности «юриспруденция».

С 2016 по 2018 год занимал пост гендиректора компании «Рассвет-капитал», которая занимается продажей банковских продуктов.

В 2018 году являлся директором по созданию и развитию проектов цифровой экономики ГК «Основа».

С 2020 года возглавляет сеть «Клаустрофобия».