Гвардия перемещается в тяжелый вес
Росгвардия получит тяжелые дальнобойные орудия и танки, заявил глава ведомства Виктор Золотов после выступления президента России Владимира Путина перед силовиками на Соборной площади Кремля.
«Этот вопрос сейчас как раз стоит очень остро. Мы поднимаем вопрос о том, что во время чеченской кампании у нас были танки, а сейчас <...> у нас нет танков. Мы это будем вводить в войска», — сообщил Золотов. Он отметил, что этот вопрос обсуждался с президентом. Сроки поставки боевых машин и тяжелого оружия национальной гвардии будут зависеть от финансирования.
Председатель комитета Госдумы по информационным технологиям и бывший советник директора Росгвардии Александр Хинштейн рассказал РБК, что ведомство не получит технику ЧВК «Вагнер». За несколько часов до заявления Золотова Минобороны сообщило, что вагнеровцы передадут армии свою тяжелую технику. Техника, которая есть у ЧВК, — не совсем та, которая нужна Росгвардии, утверждает Хинштейн. По его словам, решение о передаче тяжелого вооружения было принято еще в начале марта после доклада Золотова президенту.
Депутат сказал РБК, что заявки на производство техники были сформированы заранее и разосланы во все заинтересованные ведомства, но закупки не были осуществлены, так как предприятия пока не справляются, ситуация ускорится в рамках гособоронзаказа.
Зачем Росгвардии нужна тяжелая техника
Официальный представитель Росгвардии Валерий Грибакин сообщил РБК, что служебно-боевые задачи, решаемые Росгвардией в ходе военной операции на Украине, и «новые методы враждебной деятельности» требуют адекватного ответа и новых решений. «Обеспечение ведомства танками и артиллерией позволит выполнять возложенные на Росгвардию задачи более эффективно», — считает Грибакин. Он также напомнил, что до начала двухтысячных годов внутренние войска, преемником которых является Росгвардия, располагали собственными танковыми частями, но отказались от них в рамках проведенной реформы.
Хинштейн уверен, что Росгвардия участвует в боевых действиях и «последние события» с участием ЧВК «Вагнер» подтверждают правильность принятых решений.
«Очевидно, что, если на войска Росгвардии будут возлагаться задачи не только по охране и обороне стратегических объектов, но и задачи по охране тыла от диверсионно-разведывательных групп, мобильных подразделений, то необходимо соответствующее вооружение», — сказал РБК генерал-майор МВД в отставке Владимир Ворожцов. Он также отметил, что сегодня ДРГ передвигаются на легкой и средней бронетехнике и эффективно противостоять им могут подразделения с тяжелой техникой.
Первый заместитель председателя комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Андрей Луговой сказал РБК, что обеспечение Росгвардии тяжелым вооружением — абсолютно правильное решение. «Правильное, потому что мы недавно наблюдали мятеж и потому что продолжаем находиться в условиях войны», — считает депутат. Он также отметил, что подобное вооружение необходимо для Росгвардии, которая прежде всего отвечает за безопасность вне линии боевого соприкосновения, в том числе на российских территориях, где «происходят новые вызовы».
Генерал-майор в отставке, заместитель председателя Совета ветеранов Главного автобронетанкового управления Минобороны Николай Тутрин соглашается, что передача тяжелой техники позволит Росгвардии более эффективно решать свои задачи. «У России были тяжелые времена, и при работе в Чеченской Республике во внутренних войсках тоже никогда не было танков, — говорит эксперт. — Приходилось просить тяжелую технику у Министерства обороны, это увеличивало время принятия решений на выполнение той или иной задачи. Когда появились танки, это ускорило выполнение задач внутренних войск, которые были в то время». Тутрин вспоминает, что когда чеченская кампания закончилась и решили, что танки не нужны, их передали опять в Министерство обороны, а внутренние войска остались без танков, оставили более легкое вооружение — БМП, бэтээры.
Сколько техники потребуется
Количество техники будет определять Совет безопасности, уверен Владимир Ворожцов. «Президентом должны быть поставлены задачи, по этим задачам будет осуществляться расчет сил и средств, а потом, исходя из этого расчета, будет происходить комплектование... Все зависит от того, будут ли они обеспечивать безопасность на самих объектах или на дальних подступах к ним. Здесь могут быть самые различные варианты», — считает эксперт.
Какую технику передадут Росгвардии
Источник, знакомый с ситуацией, рассказал, что тяжелая техника будет включать в себя все то, что стояло на вооружении внутренних войск, — речь идет о закупках танков, БМП, бэтээров с артиллерийским вооружением, передвижных артиллерийских систем и зенитно-ракетных комплексов.
Золотов уже определил, что потребуется тяжелая техника и дальнобойная артиллерия, говорит Николай Тутрин. Эксперт, который с 1994 по 2007 год принимал участие в боевых действиях на территории Северо-Кавказского региона, считает, что сегодня перед Росгвардией стоят такие же задачи, как и перед армейскими частями. «Нужна тяжелая артиллерия, нужны тяжелые машины типа танков, нужны БМП, бэтээры, так как задачи возникают на многих направлениях, а на сегодня фронт имеет слишком длинную протяженность и не везде хватает армейских воинских частей, поэтому некоторые пространства занимают внутренние войска», — говорит эксперт.
Кто будет управлять техникой и обслуживать ее
Хинштейн отмечает, что в структуре Росгвардии существуют артиллерийские подразделения, есть большой парк техники, где будет производиться обслуживание. «Все экипажи будут обучены и переучены», — сказал он.
Для обслуживания существуют роты материально-технического обеспечения, есть роты подвоза материальных средств, говорит Николай Тутрин. Он уверен, что технику будут передавать с экипажем и артиллерийским расчетом. И не возникнет ситуации, когда технику передадут неподготовленным подразделениям. «Есть система подготовки экипажей, артиллерийских расчетов... отлажена боевая подготовка: появились танкодромы, появились артиллерийские полигоны, и, соответственно, появились специалисты для подготовки», — уверен генерал Тутрин.
Какая техника есть у Росгвардии
Согласно сайту Росгвардии, на вооружении ведомства есть автомобильная и бронетанковая техника. По данным на 2020 год, у ведомства было 1414 единицы бронетанкового вооружения.
Кроме того, у внутренних войск, на базе которых была создана Росгвардия, были следующие образцы бронетехники: БТР-82АМ, БТР-70м, БРДМ-2А, БМП-2 и БТР-80. Специально для Росгвардии разработана новая модификация бронетранспортера — БТР-82В. Из автомобильной техники у ведомства есть различные модификации техники «УАЗ», «КАМАЗ» и «Урал», а также бронеавтомобили СБМ ВПК-233136 «Тигр». У Росгвардии есть авиация: самолеты Ил-76, Ан-12, Ан-26 и Ан-72, а также вертолеты Ми-26 и Ми-8.
В марте 2023 года Золотов говорил, что ведомство получило специальные бронированные машины ВПК и многоцелевые вездеходы «Чаборз» М-3.
В ночь с 23 на 24 июня основатель ЧВК «Вагнер» Евгений Пригожин обвинил Минобороны в ударе по тыловому лагерю, а также заявил, что эти действия без ответа не останутся. К утру 24 июня силы ЧВК заблокировали штаб Южного военного округа в Ростове-на-Дону, Пригожин объявил, что колонны тяжелой техники «Вагнера» направились на север, в сторону Москвы.
Минобороны опровергло обвинения бизнесмена и назвало их провокацией. Президент назвал действия Пригожина предательством и заявил, что организаторы событий понесут ответственность. ФСБ завела против Пригожина дело о вооруженном мятеже.
Вечером 24 июня Александр Лукашенко сообщил о переговорах с Пригожиным. По его словам, основатель ЧВК «Вагнер» согласился остановить движение своих бойцов в сторону Москвы, а взамен получил гарантии безопасности. Вскоре Пригожин подтвердил, что колонны «Вагнера» развернулись и бойцы ЧВК отправились в свои полевые лагеря. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков говорил, что основателю «Вагнера» пообещали, что он сможет выехать в Белоруссию.
Позднее президент России сообщил, что вагнеровцев также не будут преследовать. По его словам, у них есть выбор: продолжить службу в России и подписать контракт с Минобороны или с другим силовым ведомством, уйти со службы к родным либо «уйти в Белоруссию».
27 июня ФСБ закрыла дело о вооруженном мятеже. Минобороны после этого сообщило, что ЧВК «Вагнер» готовится передать тяжелую военную технику подразделениям Вооруженных сил России.