Бензин не прошел пограничный контроль
Правительство ввело временные ограничения на экспорт автомобильного бензина и дизельного топлива. Соответствующее постановление подписал премьер-министр Михаил Мишустин.
«Решение принято для стабилизации цен на топливо на внутреннем рынке», — говорится в сообщении пресс-службы правительства. Ограничение вступало в силу с 21 сентября.
В Минэнерго пояснили, что ограничения позволят пресечь серый экспорт топлива (когда участники рынка покупают его на внутреннем рынке по внутрироссийским ценам и продают за рубежом по более высоким) и насытить внутренний рынок, увеличив предложение, что может привести к дополнительному снижению цен. О продолжительности действия запрета власти не сообщили.
Накануне, 20 сентября, вице-премьер Александр Новак анонсировал «более кардинальные меры», чтобы повлиять на топливный кризис, а чуть ранее первый замглавы Минэнерго Павел Сорокин заявил о том, что правительство в ближайшие дни предпримет «радикальные шаги» по прекращению серого экспорта нефтепродуктов.
В 2022 году экспорт бензина из России составил 5,2 млн т. В первом полугодии 2023 года он достиг 3,5 млн т, увеличившись на 30%.
Исключения из запрета
Согласно постановлению Мишустина, временный запрет на экспорт бензина и дизеля не касается поставок в страны ЕАЭС (кроме России туда входят Казахстан, Белоруссия, Армения и Киргизия), Абхазию и Южную Осетию. Ограничения не распространяются на поставки в рамках межправительственных соглашений и транзитных перевозок, а также в целях оказания гуманитарной помощи и обеспечения деятельности воинских формирований России на территориях иностранных государств и на товары физических лиц для личного пользования.
Почему был введен запрет
Новак заявлял, что Минэнерго подготовило «более кардинальные меры», хотя сейчас на рынке нет дефицита нефтепродуктов, производство растет, а оптовые цены уже пошли вниз. «Если понадобится более кардинальное решение, которое мы обсуждаем на совещаниях, то готовы будем [его] применить», — сказал вице-премьер. А Сорокин уточнял, что помимо «радикальных шагов» по прекращению серого экспорта правительство подготовит системные меры, для того чтобы не допустить топливный дефицит в будущем.
Проблему с ценами на бензин в середине сентября прокомментировал президент Владимир Путин: по его мнению, правительство «не среагировало своевременно» на изменения на мировом рынке в связи с ростом цен на нефть. «Но это регулируемая позиция, мы вчера только с главой [«Роснефти»] Игорем Ивановичем Сечиным разговаривали. У него своя позиция на этот счет есть. Но в целом производители и правительство договорились, как будут действовать в ближайшее время», — сказал тогда он.
Оптовая стоимость бензина начала резкий рост весной 2023 года после того, как глава Минфина Антон Силуанов заявил о планах снизить вдвое компенсации нефтяным компаниям за сдерживание цен на нефтепродукты на внутреннем рынке (топливный демпфер) с 60 млрд до 30 млрд руб. в месяц. В июле Путин подписал соответствующие поправки в Налоговый кодекс. В начале августа также сильно выросли оптовые цены на дизель. По оценкам главы Минэнерго Николая Шульгинова, с начала 2023 года объем серого экспорта топлива достиг нескольких миллионов тонн, при том что в России за первое полугодие 2023 года было произведено 21,8 млн т бензина и 44,1 млн т дизеля.
За оптовыми ценами последовал рост и розничных цен. По подсчетам Росстата, с конца декабря 2022 года до 17 сентября 2023-го накопленный рост стоимости бензина и дизеля составил 9,35 и 9,44% соответственно, а общая накопленная инфляция была лишь чуть выше 4%. В начале сентября цена марки «Премиум-95» в европейской части России на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) обновляла рекорды несколько дней и впервые достигла 75 тыс. руб. за тонну. Биржевая стоимость дизеля 19 сентября достигла пиковых в 75,036 тыс. руб. за тонну.
В конце лета появились жалобы на дефицит бензина в Крыму и других регионах России. Глава Севастополя Михаил Развожаев объяснял, что топливо на полуостров доставляют морским транспортом и «любой шторм, ограничения на хождение морского транспорта нарушают график поставок». Но глава Минэнерго Николай Шульгинов пояснял, что ситуация с бензином на юге России «в большей степени связана не с логистическими сложностями, а с тем, что кто-то просто пытался сыграть на ситуации — закрывать заправки, создавая искусственный дефицит».
Последствия запрета
Помимо временного запрета на экспорт нефтепродуктов власти рассматривали и другие варианты борьбы с высокими ценами на топливо. Одним из них было введение заградительной пошлины в $250 за тонну для всех нефтепродуктов. Сейчас экспортная пошлина для светлых нефтепродуктов и масел составляет $6,4 за тонну, а для темных — $21,4 за тонну. В правительстве обсуждалось также составление списка экспортеров и введение лицензирования экспорта, об этом Шульгинов говорил в августе. Но против списка экспортеров выступало Минэкономразвития, которое взамен предложило лицензировать экспорт, чтобы можно было не публиковать список экспортеров и их агентов (это опасно на фоне западных санкций).
С начала недели падение биржевых цен на бензин составило 7% «только на слухах о мерах на топливном рынке», по дизельному топливу тоже наблюдается снижение биржевых цен, заявил Сорокин в среду, 20 сентября. По результатам торговой сессии на СПбМТСБ 21 сентября цены на бензин и дизтопливо продолжили падение: АИ-92 упал на 5,74%, до 61,883 тыс. руб. за тонну, АИ-95 снизился на 3,97%, до 66,521 тыс. руб. за тонну, а дизтопливо — на 2,15%, до 71,869 тыс. руб. за тонну. При этом основная торговая сессия завершилась в 13:00 мск, еще о того, когда было опубликовано постановление Мишустина о введении временного запрета на экспорт нефтепродуктов.
Накануне глава «Газпром нефти» Александр Дюков, комментируя возможное введение заградительной экспортной пошлины, сказал, что «подобного рода меры, если они недостаточно точно просчитаны, могут привести к дефициту на внутреннем рынке моторных топлив». Из-за резкого увеличения пошлины (или временного запрета на экспорт) снизится эффективность НПЗ в России и, соответственно, уменьшатся объемы переработки нефти. В итоге это может привести к нехватке топлива, заключил он.
Запрет на экспорт бензина и дизель является правильной мерой, поскольку это необходимо для скорейшего насыщения рынка, сказал РБК управляющий партнер компании «Петролеум Трейдинг» (крупный топливный трейдер) Максим Дьяченко. Достижение профицита особенно актуально в преддверие зимы, когда начнутся торги зимним дизелем (в 2022 году на СПбМТСБ они открылись 3 октября).
Казахстан поступает аналогично каждый год, полностью запрещая экспорт нефтепродуктов примерно на два месяца, включая железнодорожные перевозки, чтобы насытить рынок во время ремонта на НПЗ, указывает эксперт. Запрет, который был введен российским правительством, вероятно, продлится также два месяца или даже меньше, прогнозирует он. На текущий момент запрет на экспорт товарного бензина и дизеля является единственно возможной мерой, соглашается зампред наблюдательного совета объединения потребителей и поставщиков энергоресурсов «Надежный партнер» Дмитрий Гусев.
Но длительный период запрета будет означать значительные финансовые потери для производителей, предупреждает управляющий партнер Экспертной группы Veta Илья Жарский. Он считает, что этот маневр нужен правительству для выстраивания дальнейшего компромисса с производителями топлива. ️Уже в пятницу, 22 сентября, Новак проведет очередную встречу с руководителями нефтяных компаний по ситуации на топливном рынке.
Если запрет на экспорт продлится не более трех месяцев, дефицита на рынке не будет, прогнозирует Гусев. Но многое будет зависеть от адаптации экспортеров, оговаривается он. Основным фактором давления на цены остается курс рубля. Если он упадет, то экспортная альтернатива может стать еще более выгодной, поясняет эксперт. Тогда, к примеру, будет эффективнее и выгоднее смешать бензин или дизель с добавками (чтобы товар не попадал под категорию товарного бензина или дизеля) и отправить на экспорт, чем производить товарное топливо и отправлять его на внутренний рынок.