Лента новостей
Экс-президента США Билла Клинтона госпитализировали 02:16, Новость В порту Стамбула перевернулся 100-метровый контейнеровоз 02:10, Новость Зеленский объяснил предложение денег Словакии компенсацией 01:53, Статья На Бали россиянину грозит смертная казнь из-за продажи наркотиков 01:37, Новость У границ с Россией заметили американский дрон-разведчик 01:10, Новость Economist узнала о разработке на Украине способной достичь Москвы ракеты 00:53, Статья Попова отвергла наличие доказательств лабораторного происхождения COVID 00:40, Новость Сделавшей операцию жене главы ФЕОР хирурга отправили под домашний арест 00:02, Новость Вучич обсудил с Лавровым санкции США против энергокомпании Сербии 23 дек, 23:51, Новость В Мелитополе прогремели взрывы 23 дек, 23:51, Новость ДУМ отозвало фетву о многоженстве после реакции Генпрокуратуры 23 дек, 23:45, Статья Как промышленность решает вопрос с инженерными кадрами 23 дек, 23:35 Стало известно, кого не помиловал Байден из приговоренных к казни 23 дек, 23:31, Статья Свои люди: как подготовить специалистов компании к руководящим должностям 23 дек, 23:21 Германия объявила об остановке проектов в Грузии на €237 млн 23 дек, 23:19, Новость «Работа» vs «семья и отдых»: опыт основателя гастропроекта DVK farm 23 дек, 23:00 Над Азовским морем сбили два украинских дрона 23 дек, 22:53, Новость В Таганроге объявили угрозу атаки дронов 23 дек, 22:48, Новость
Газета
Демпфер остался без компенсации
Газета № 121 (3791) (1210) Бизнес,
0

Демпфер остался без компенсации

Вице-премьер Александр Новак сообщил о неизменности налоговой нагрузки на нефтяную отрасль
Власти не планируют повышать налоги на нефтяную отрасль на фоне увеличения выплат компаниям за сдерживание цен на бензин и дизтопливо. Ранее Минфин говорил о необходимости компенсации выпадающих доходов бюджета
Фото: Алексей Белкин / ТАСС
Фото: Алексей Белкин / ТАСС

Правительство не планирует повышать налоговую нагрузку на нефтяную отрасль для компенсации дополнительных расходов бюджета из-за увеличения выплат компаниям за сдерживание оптовых цен на топливо (топливный демпфер) на внутреннем рынке. Такое заявление сделал в беседе с журналистами вице-премьер Александр Новак в среду, 11 октября, в кулуарах Российской энергетической недели.

«Все в бюджетных корректировках будет учтено. Без повышения налоговой нагрузки», — сказал Новак. Он напомнил, что бюджет на 2024 и 2025–2026 годы будет рассматриваться в Госдуме и там «будут все эти вопросы решены».

6 октября властям пришлось вернуть компенсации нефтяникам на прежний уровень, так как их сокращение с 1 сентября привело к резкому росту оптовых цен на топливо в России. Но замглавы Минфина Алексей Сазанов в конце сентября предупреждал о том, что увеличение демпфера, то есть по сути расходов, должно быть «нейтральным» для бюджета: «Должно быть пакетное решение. Если повышать демпфер, нужна компенсация повышения».

Из-за чего возникли проблемы с топливом

Глава Минфина Антон Силуанов в конце апреля анонсировал сокращение выплат нефтяным компаниям в рамках топливного демпфера почти вдвое, или на 30 млрд руб. в месяц. Он объяснял, что власти вводили демпфер для создания равной доходности при поставках нефтепродуктов как на Запад, так и на внутренний рынок, но после начала спецоперации на Украине и введения западных санкций ситуация резко изменилась. «Разницу при высоких ценах на Западе мы компенсировали [из бюджета], при низких ценах на Западе нефтяники доплачивали [в бюджет]. Сейчас западных рынков нет [из-за санкций] <...>. Поэтому в настоящее время демпфер, по сути дела, идет в маржу нефтепереработчиков <...>. Получается, маржу нефтепереработчикам из бюджета платим», — указывал министр.

Хотя решение о сокращении компенсаций вступило в силу только с 1 сентября, еще задолго до этого оно спровоцировало ускорение роста оптовых цен на бензин и дизтопливо. 7 сентября стоимость АИ-95 в европейской части России на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) поднялась до рекордных 76,876 тыс. руб. за тонну. К 18–19 сентября рекорда достигли биржевые цены на АИ-92 и летнее дизтопливо — 70,508 тыс. и 75,036 тыс. руб. за тонну соответственно. Вслед за оптовыми ценами начали расти и розничные: по данным Росстата, стоимость бензина и дизеля за январь—сентябрь выросла на 9,86 и 11,26% при общей инфляции 4,32%.

Экономика
Новак поручил принять срочные меры по снижению цен на топливо на АЗС Фото: Владислав Шатило / РБК

В конце лета на дефицит топлива начали жаловаться несколько российских регионов. Глава Минэнерго Николай Шульгинов объяснил, что ситуация с бензином на юге страны была связана с тем, что «кто-то просто пытался сыграть на ситуации — закрывать заправки, создавая искусственный дефицит».

Проблема с топливом дошла до президента Владимира Путина. На Восточном экономическом форуме он заявил, что правительство «не среагировало своевременно» на изменения на мировом рынке в связи с ростом цен на нефть, что и стало причиной топливного кризиса. «Но в целом производители и правительство договорились, как будут действовать в ближайшее время», — сказал тогда Путин.

Как власти решали проблему

Для «кардинального» решения проблемы на топливном рынке 21 сентября правительство ввело временный запрет на экспорт бензина и дизеля, чтобы пресечь серый экспорт топлива, когда участники рынка покупают нефтепродукты на внутреннем рынке по более низким ценам и экспортируют по более высоким. Это привело к падению оптовых цен. По данным Новака, за несколько дней цены на бирже снизились на 16–20%.

Но уже через две недели этот запрет был смягчен, потому что, как писал «Коммерсантъ», почти полностью заполнились мощности хранения дизельного топлива в системе «Транснефти». С 7 октября можно экспортировать дизтопливо через порты в том случае, если компания поставляет не менее 50% от произведенного топлива на внутренний рынок.

Для стабилизации оптовых цен с 1 декабря власти также повысили норматив по продаже топлива на бирже — с 13 до 15% от производства для бензина и с 9,5 до 12,5% для дизтоплива. К тому же они восстановили компенсации нефтяным компаниям начиная с 1 октября, сообщала пресс-служба правительства.

Бизнес
Как новые меры правительства повлияют на цены на бензин и дизтопливо Фото: Егор Алеев / ТАСС

Но Минфин не планирует выплачивать нефтяникам демпфер в октябре, заявил Сазанов журналистам 11 октября. По его словам, демпфер за сентябрь (компенсация выплачивается за предыдущий месяц) «обнулился», из-за того что оптовые цены были сильно выше индикативной цены, обозначенной в Налоговом кодексе. «С учетом того что [нефтяные компании] вышли за диапазоны отклонений, соответственно, сентябрьский демпфер, который должны были выплатить в октябре, обнулился», — сказал чиновник.

Согласно Налоговому кодексу, демпфер обнуляется, если в среднем за месяц оптовые цены на бензин и дизтопливо превышают индикативные цены более чем на 10 и 20% соответственно. В сентябре это произошло из-за того, что стоимость бензина была больше 62,59 тыс. за тонну, дизтоплива — 64,62 тыс. руб. за тонну.

Минфин готов обсуждать изменение индикативных цен в рамках демпферного механизма, если Минэнерго представит соответствующие предложения, сказал Сазанов. Ранее министр энергетики Николай Шульгинов допускал, что в дальнейшем индикативные цены в формуле демпфера могут быть изменены.

«Пересмотр индикативных цен будет зависеть от того, что будет сейчас происходить с топливными ценами на внутреннем рынке, но их пересмотр очевиден, чтобы сдерживать аппетиты нефтяников», — отмечает управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский. Он предполагает, что будет скорректировано допустимое превышение оптовых цен (на 10% для бензина и на 20% для дизеля), чтобы цена на бирже «не гуляла» — не колебалась так сильно.

На фоне уже принятых мер правительства оптовая стоимость топлива продолжает снижаться. 11 октября биржевые цены на бензин АИ-92 упали к рекордному показателю на 26,5%, до 51,793 тыс. руб. за тонну, АИ-95 — на 26,4%, до 56,595 тыс. руб. за тонну. Цены на зимнее дизтопливо снизились к рекорду 4 октября на 3,7%, до 70,397 тыс. руб. за тонну.

По оценкам Veta, из-за возвращения демпфера на прежний уровень дополнительные расходы бюджета на выплаты нефтянкам с ноября могут составить до 150 млрд руб. в месяц, а общие выплаты по итогам 2023 года — от 1,5 трлн до 1,8 трлн руб. За первые девять месяцев нефтяные компании уже получили более 1,1 трлн руб. за сдерживание цен. Источник «Коммерсанта», близкий к правительству, говорил, что в случае роста демпферных выплат для нефтяников расходы будут традиционно компенсированы за счет роста НДПИ на нефть. По словам другого собеседника, есть и иные варианты, в частности введение экспортной пошлины на нефтепродукты.