Плюс двести подавляющих пунктов
Совет директоров Банка России поднял ключевую ставку сразу на 200 б.п. — до 15% годовых, говорится в сообщении регулятора. Это четвертое подряд повышение — к ужесточению политики ЦБ перешел в июле 2023 года и один раз даже повышал ставку на внеплановом заседании.
«Текущее инфляционное давление значительно усилилось и складывается выше ожиданий Банка России. Устойчивое увеличение внутреннего спроса все больше превышает возможности расширения производства товаров и услуг. Инфляционные ожидания сохраняются на повышенных уровнях. Высокими остаются темпы роста кредитования. Исходя из новых среднесрочных параметров бюджетной политики, снижение бюджетного стимула в ближайшие годы будет происходить медленнее, чем ожидалось ранее», — пишет Банк России.
ЦБ также ухудшил прогноз по инфляции до 7–7,5% по итогам 2023 года вместо ожидавшихся ранее 6–7%. Необходимо обеспечить дополнительное ужесточение политики и вернуть инфляцию к цели в 4% в 2024 году, подчеркивает регулятор. «В обновленном прогнозе учтен фактический рост цен, а также эффект от увеличения госрасходов в новом бюджете», — объяснила председатель Банка России Эльвира Набиуллина.
Повышен и прогноз по средней ключевой ставке на 2024 год. Если раньше он составлял 11,5–12,5%, то теперь находится на уровне 12,5–14,5%.
На каком фоне происходит ужесточение политики
За неделю до заседания инфляция снова ускорилась: с 17 по 23 октября она составила 6,59% год к году против 6,38% неделей ранее. Это близко к верхней границе прошлого прогнозного диапазона ЦБ. Повышение ставки предсказывали большинство участников консенсус-прогноза РБК — аналитиков крупнейших банков и инвестиционных компаний. Но решение ЦБ стало относительно неожиданным для рынка — почти все аналитики ждали роста на 1 п.п., а не 2 п.п., то есть до 14%.
На заседании обсуждалось три варианта повышения ставки — на 100, 150 и 200 б.п., рассказала Набиуллина. За последний проголосовало «подавляющее большинство», отметила глава ЦБ. Вариант сохранения ставки в 13% не рассматривался, уточнила она.
«Как Ватерлоо определяло судьбу Европы, так и это заседание во многом определит судьбу и финансового, и банковского рынка в оставшемся 2023-м и, прежде всего, в 2024 году», — говорил первый зампред ВТБ Дмитрий Пьянов. Неожиданное решение регулятора могло бы негативно сказаться на портфелях ценных бумаг с фиксированной ставкой на балансах банков, объяснял он. Впрочем, повышение на 2 п.п. рассматривалось как альтернативный вариант многими аналитиками, а экономисты ВТБ даже считали его основным.
Несмотря на фактический рост цен, инфляционные ожидания населения перед октябрьским заседанием по ключевой ставке снизились впервые с июня — с 11,7 до 11,2%, что близко к значениям мая 2021 года, следует из данных опросов инФОМа, которые проводятся по заказу ЦБ. Впрочем, они по-прежнему сохраняются на повышенном уровне, отмечает в релизе сам регулятор. Ценовые ожидания предприятий четвертый месяц подряд продолжают повышаться, в октябре показатель прибавил 0,3 п.п. и достиг 24,3%. Показатель близок к максимальным значениям за последние несколько лет, и это тревожный сигнал, констатировала Набиуллина.
«Высокие инфляционные ожидания в экономике также говорят о недостаточной жесткости сложившихся к текущему моменту денежно-кредитных условий», — отметила глава ЦБ. По словам Набиуллиной, текущая инфляция формируется под влиянием низких ставок первого полугодия 2023 года (тогда ключевая ставка несколько месяцев сохранялась на уровне в 7,5%). Эффект от ужесточения, начавшегося во втором полугодии, «в полной мере проявится через несколько кварталов», уточнила глава ЦБ.
Еще один негативный фактор — сохраняющийся дефицит кадров, с которым столкнулись две трети компаний, которые опрашивает ЦБ, отметила Набиуллина. «Чтобы удержать или привлечь персонал, компании повышают зарплаты, после чего неизбежно вновь повышают цены, чтобы компенсировать расходы на повышение зарплат. Из-за того что растущий спрос невозможно сразу удовлетворить расширением производства, он не ведет к увеличению потребления, а лишь выливается в рост цен. Чтобы не допустить раскручивания инфляционной спирали, нам нужно поддерживать более высокие ставки в экономике», — объяснила глава ЦБ.
Рубль, ослабление которого является проинфляционным фактором, в октябре показывал положительную динамику к основным валютам: в начале месяца он торговался выше отметки 100 за доллар, а 24 октября впервые за четыре месяца опустился ниже отметки 94 за доллар. Однако это произошло на фоне решения властей об обязательной продаже валютной выручки экспортерами. Но и опрошенные РБК эксперты, и участники макроопроса Банка России ставят на более слабый рубль в 2024-м и последующих годах.
Российская валюта положительно отреагировала на решение ЦБ: после повышения ставки курс доллара упал ниже отметки 93 руб. По состоянию на 13:50 мск доллар стоит 92,7 руб.
Каких ставок ждать дальше
Если предпринятые шаги ЦБ дадут эффект и тренд в инфляции будет переломлен, то уже на следующем заседании (оно запланировано на 15 декабря) Банк России не будет повышать ставку, считает портфельный управляющий УК «Первая» Софья Кирсанова. Замдиректора аналитического департамента Freedom Finance Global Георгий Ващенко не исключает, что в декабре ЦБ снова может прибегнуть к ужесточению, если фактический рост цен заметно превысит базовый прогноз. «Снижение [ключевой ставки] ранее конца первого квартала 2024 года маловероятно», — полагает эксперт. Набиуллина ранее отмечала, что высокие ставки будут сохраняться «продолжительное время».
Сам ЦБ еще на прошлом заседании в сентябре давал жесткий сигнал, подчеркивая, что «будет оценивать целесообразность дальнейшего повышения ключевой ставки на ближайших заседаниях». Однако в этот раз его формулировка не так однозначна.
«Возвращение инфляции к цели в 2024 году и ее дальнейшая стабилизация вблизи 4% предполагают продолжительный период поддержания жестких денежно-кредитных условий в экономике. Банк России будет принимать дальнейшие решения по ключевой ставке с учетом фактической и ожидаемой динамики инфляции относительно цели, развития экономики на прогнозном горизонте, а также оценивая риски со стороны внутренних и внешних условий и реакции на них финансовых рынков», — пишет ЦБ в релизе.
В комментарии по итогам заседания Набиуллина еще раз отметила, что в текущей ситуации «период поддержания высоких ставок должен быть более долгим». «Инфляция устойчиво отклоняется от 4% с 2021 года. Такое длительное отклонение может приводить к разъякориванию инфляционных ожиданий и потере ориентиров экономическими агентами», — сказала она.
Учитывая прогнозы по инфляции и средней ставке, можно ожидать, что уже на следующем заседании в декабре ЦБ повысит ключевую ставку еще на 50 б.п., до 15,5%, оценивает главный аналитик Совкомбанка Михаил Васильев. Это, по его мнению, «станет пиком ключевой ставки в этом цикле», а возможность для ее снижения «откроется только в середине следующего года, когда начнет замедляться инфляция. «В базовом сценарии к концу 2024 года мы ожидаем замедления инфляции до 5,5% и снижения ключевой ставки до 10%», — говорит эксперт.
«Те прогнозы, которые опубликовал ЦБ, не предполагают снижения ставки на ближайших заседаниях. Более того, прогноз по ставке на 2023 год допускает повышение ставки в декабре еще примерно на 100 б.п. — до 16%. Повышение может произойти, если инфляция будет близка к верхней границе прогноза ЦБ — 7,5% — или будет выше ее», — ожидает управляющий директор «Газпромбанк Private Banking» Егор Сусин. Еще одно повышение ставки на 100 б.п. не исключает и управляющий директор по инвестициям УК «ПСБ» Николай Рясков.
«ЦБ в пресс-релизе не дает ориентиров относительно дальнейшей ДКП — значит, высока вероятность, что ключевая ставка уже достигла верхнего предела и не будет повышена в декабре», — не согласен старший экономист инвестбанка «Синара» Сергей Коныгин.
Зампред Банка России Алексей Заботкин оценил текущий сигнал регулятора как нейтральный. «Что это означает: что по итогам сегодняшнего обсуждения у совета директоров, наверное, исходя из той информации, которой мы обладаем, будет меньше оснований полагать, что на следующем заседании произойдет очередное повышение, по сравнению с тем, как мы думали в сентябре про октябрь», — пояснил он. Заботкин добавил, что вариант еще одного повышения ставки хоть и менее вероятен, полностью не исключается.
К снижению ставки можно будет перейти при устойчивом снижении инфляции, отметила сама Набиуллина. «По нашему базовому прогнозу мы видим, что это может произойти в следующем году. Но, конечно, если [останется] вот это отклонение от базового сценария, реализуются проинфляцинные риски, — мы это будем учитывать в траектории денежно-кредитной политики, тогда она может быть более жесткой», — сказала глава ЦБ.