«Аэрофлот» поднялся на международном трафике
Группа «Аэрофлот» (AFLT) за девять месяцев года нарастила выручку на 40,4% в годовом выражении, до 441,1 млрд руб., следует из отчетности по МСФО, опубликованной в среду, 29 ноября.
Убыток группы за указанный период составил 111,3 млрд руб. Вместе с тем без учета курсовых переоценок прибыль группы за январь—сентябрь составила 18,3 млрд руб.
«На финансовый результат значительное влияние оказывают изменение курса валют и необходимость курсовой переоценки лизинговых обязательств», — напомнил первый замгендиректора по коммерции и финансам «Аэрофлота» Андрей Чиханчин. С 2022 года компания применяет новый стандарт учета аренды, подразумевающий переоценку обязательств по договорам аренды воздушных судов, а в финансовом отчете отражаются «неденежные» прибыль или убыток. Из-за девальвации рубля в 2023 году обязательства были переоценены по более высокому курсу, поясняли ранее в компании.
«Анализ результатов без учета курсовых переоценок позволяет более точно оценить достижения компании и динамику финансовых показателей», — сообщил Чиханчин (его слова приводятся в сообщении компании). Скорректированная на курсовую переоценку чистая прибыль третьего квартала составила 38,4 млрд руб. против сопоставимого показателя за аналогичный период 2022 года в 25,1 млрд руб., то есть выросла более чем на 50%.
За счет чего «Аэрофлот» нарастил выручку
За девять месяцев года группа перевезла в общей сложности 35,8 млн пассажиров, что на 14,6% выше результата 2022 года. За третий квартал перевезено 14,9 млн пассажиров (+5,8%).
Рост выручки обусловлен преимущественно ростом трафика на международных рейсах. «Нам удалось увеличить количество воздушных судов, снятых с регистрации в иностранных реестрах, и в результате в третьем квартале 2023 года «Аэрофлот» удвоил объем международных перевозок по сравнению с сопоставимым периодом 2022 года», — пояснил Чиханчин. В сравнении с третьим кварталом 2021 года пассажиропоток был только на 7,8% ниже, отметил он. В итоге, по его словам, к осени 2023 года объем международных перевозок «вплотную приблизился» к 1 млн пассажиров ежемесячно.
Выручка «Аэрофлота» от транспортировки грузов за девять месяцев увеличилась до 17 млрд руб. (+21,7%).
На фоне роста производственной программы и затрат на топливо, аэропортовых сборов, а также поддержания расходов на техобслуживание и ремонт воздушных судов расходы группы по итогам девяти месяцев увеличились на 30,5%, до 370,5 млрд руб. Так, на топливо для самолетов «Аэрофлот» потратил 155,6 млрд руб., что на 25,2% выше, чем в прошлом году. При этом рост стоимости керосина на 8,6% был частично компенсирован выплатами по топливному демпферу, который сгладил негативное влияние высокой стоимости топлива, указал Чиханчин.
За исключением расходов на авиационное топливо, расходы увеличились до 214,8 млрд руб. (+34,5%). Расходы на обслуживание судов и пассажиров составили 82,7 млрд руб. В отчете это объясняется расширением программы полетов и повышением тарифов аэропортов.
Расходы на техобслуживание самолетов у группы выросли на 57,4%, до 15,5 млрд руб. Значительный восстановительный рост таких расходов фиксируется во втором и третьем кварталах, отмечает компания. Это связано с тем, что в прошлом году компания переносила на более поздние периоды ряд форм техобслуживания самолетов — «в период формирования новых логистических цепочек поставок комплектующих».
О чем говорят результаты перевозчика
Выручка «Аэрофлота» за девять месяцев этого года практически достигла значений аналогичного периода допандемийного 2019-го, отметил директор группы корпоративных рейтингов АКРА Александр Гущин. Объемы перевозок, по его оценкам, тоже возвращаются к пиковым показателям четырехлетней давности, и это при изменении структуры перевозок во внутреннем и международном сообщении. Согласно прогнозу АКРА, отношение общего долга к EBITDA по итогам года может снизиться, а при сохранении текущих трендов в 2024 году показатель способен вернуться к уровню 2019-го, что свидетельствует о нормализации долговой нагрузки.
В этом году «Аэрофлот» действительно совершает международные полеты по многим направлениям, а особенно в Китай, напоминает ведущий эксперт «Открытие Инвестиции» Андрей Кочетков: «Международная программа существенно выросла по сравнению с прошлым годом, и валютная составляющая в доходах группы также увеличилась. При переоценке на рубли она может принести прибыль».
Но нужно понять, какие результаты учитывает «Аэрофлот» — в рублях или долларах, продолжает эксперт. «Если в рублях, то действительно по сегодняшнему курсу прибыль может нарисоваться. Если в долларах — может быть, там до сих пор убыток существует, тут загадочная ситуация», — рассуждает Кочетков. При этом эксперт указывает на «не очень хороший» уровень долга группы, который только увеличивается последние несколько лет на фоне «коронакризиса» и специальной военной операции на Украине, когда «Аэрофлот» прибегал к господдержке. «У компании много обязательств по валюте, и курсовые разницы здесь играют очень существенную роль. Рубль ослаб, а долларовый долг остался прежним», — поясняет Кочетков. В ближайшие годы все усилия «Аэрофлота» будут сосредоточены на сокращении долга и возвращении господдержки.
По мнению Кочеткова, «Аэрофлот» еще долго будет находиться под значительной долговой нагрузкой и вряд ли сможет удерживать устойчивые показатели прибыли. «Если только серьезно не изменится геополитическая ситуация в следующем году в нашу пользу и начнут сниматься санкции», — добавляет он.
Дмитрий Булгаков, старший аналитик «БКС Мир инвестиций», отмечает, что группа благодаря росту спроса на перелеты смогла функционировать без больших субсидий, кроме того, улучшается экономика, растут доходные ставки.