Лента новостей
В Москве 13 сентября стало самым жарким днем за 75 лет наблюдений 15:40, Новость Минобороны сообщило о взятии под контроль Долиновки в ДНР 15:38, Статья Зейналова решила попрощаться с телезрителями перед новым назначением 15:37, Статья Средняя ставка в топ-10 банков выросла до 17,63% годовых 15:36, Статья Силовики задержали бывшего первого зампреда правительства Подмосковья 15:35, Статья Что такое обернутые криптовалюты. Как отправить биткоин в другие сети 15:30, Статья Премьер Грузии допустил вмешательство в выборы, но не со стороны России 15:14, Статья ЦБ повысил ставку до 19%: как подорожает ипотека и что будет с ценами 14:59, Статья Минобороны заявило о продолжении наступления в Курской области 14:54, Новость Орбан заявил, что у него в рукаве есть козыри для мира на Украине 14:51, Статья Лондон назвал беспочвенными обвинения ФСБ в адрес британских дипломатов 14:39, Статья Нигерия задержала менеджера Binance. Как это стало национальным вопросом 14:36, Статья Китай объявил о первом с 1978 года повышении пенсионного возраста 14:36, Статья В Подмосковье полиция задержала четырех человек за поджог релейных шкафов 14:36, Новость Хюрцелер из «Брайтона» стал самым молодым лучшим тренером месяца в АПЛ 14:27, Статья Как менялась ключевая ставка ЦБ за последние 10 лет. Инфографика 14:26, Статья Индекс Мосбиржи после повышения ставки ЦБ опустился ниже 2600 пунктов 14:16, Статья Когда ипотека вновь станет доступной. Брать кредит или подождать снижения 14:15, Статья
Газета
Пиратство село на жесткую диету
Газета № 96 (3942) (2608) Технологии и медиа,
0

Пиратство село на жесткую диету

Эксперты Ultimate Education оценили объем черного рынка видеоигр
Объем нелегального скачивания видеоигр в России во втором квартале 2024 года сократился на фоне отсутствия громких релизов. Эксперты также говорят об общем снижении уровня пиратства из-за развития отрасли и отечественных платформ
Фото: K-a-t-e-r-i-n-a94 / Shutterstock
Фото: K-a-t-e-r-i-n-a94 / Shutterstock

Российские геймеры в первой половине 2024 года скачали пиратские копии видеоигр общей стоимостью 190 млрд руб. Об этом говорится в результатах исследования онлайн-школы разработки игр и компьютерной графики XYZ (входит в холдинг Ultimate Education), которые имеются в распоряжении РБК.

Как считали

XYZ опросила 1,5 тыс. геймеров на предмет того, сколько игр и в каких ценовых категориях они скачивают. Респондентов разбили на группы по количеству скачанных игр. Полученные данные были проанализированы с помощью внутренней математической модели. Для оценки конечных данных были привлечены внутренние эксперты компании.

Данными за отдельно взятую первую половину прошлого года XYZ не располагает. Однако по результатам аналогичного исследования за полный 2023 год фактическая стоимость нелицензионных копий игр, скачанных российскими пользователями, составляла 324 млрд руб. Тогда аналитики фиксировали положительную динамику год к году и отмечали, что рост пиратского оборота составил плюс 4%.

Технологии и медиа
Российский рынок разработки видеоигр вырос почти на 20% Фото: Михаил Терещенко / ТАСС

В 2024 году тренд переломился, отмечают в XYZ. Так, во втором квартале реальная стоимость пиратских копий игр сократилась на 39% относительно первого — с 118 млрд до 72 млрд руб. Доля «пиратов» из общего числа геймеров за апрель—июнь текущего года также сократилась до 38% против 74% в январе—марте. При этом лишь 39% из них скачали более трех нелицензионных копий игр (в начале года таких было 54%). Для сравнения: в 2023 году доля «пиратов» среди геймеров составляла 73%.

С чем связано снижение пиратства видеоигр

Проблема пиратства игрового контента обычно актуальна для стран с ограниченной покупательной способностью населения, отмечают в XYZ. «С одной стороны, улучшение технологий защиты и развитие цифровых платформ, таких как Steam и Epic Games Store, делают легальные покупки более привлекательными, — констатируют аналитики компании. — С другой стороны, высокие цены на игры в некоторых странах могут подталкивать к пиратству. Также важно учитывать социальные и культурные аспекты, такие как осведомленность о вреде пиратства и качество сервиса».

Снижение пиратской активности геймеров именно в России эксперты XYZ связывают с малым количеством новинок, вышедших за этот период: «Отсутствие привлекательного контента снижает стимул для нелегального скачивания».

Технологии и медиа
Экономика GTA: чем известны самые дорогие видеоигры в истории Фото: RockstarGames / Twitter

С тем, что проблема пиратства все менее остро стоит перед индустрией видеоигр, особенно в сегменте консолей, согласен и Яша Хаддажи, экс-руководитель представительства Nintendo в России (сейчас занимает пост гендиректора дистрибьютора «Ачивка» и возглавляет Русскую ассоциацию дистрибьюторов и импортеров видеоигр). Это связано как с развитием технологий, так и с внедрением все большего количества сетевых функций в сами игры, использование которых требует легальной покупки продукта. «В добавление к этому компании-платформодержатели (Sony, Microsoft, Nintendo) не стесняются блокировать учетные записи пользователей, да и сами консоли при первых же признаках использования пиратского контента, превращая их в «кирпич» без какой-либо возможности использования», — отмечает Хаддажи.

После введения международных санкций и возникших сложностей в легальном получении контента, в игровой индустрии наблюдался рост пиратства, считает, в свою очередь, глава Организации развития видеоигровой индустрии Василий Овчинников. По количеству пиратских копий видеоигр, скачанных с торрент-сайтов, Россия входит в мировой топ-3, утверждает эксперт.

При этом в России остается «огромное количество геймеров, готовых тратить деньги на игры», продолжает Овчинников. «Стоит отметить, что в российской видеоигровой индустрии никогда особо с пиратством не боролись, — рассуждает он. — Но до 2022 года у геймеров по большей части сформировалась привычка платить за контент: многие сидели на подписках, потому что это было удобно и не очень дорого. Сейчас показатель роста пиратства находится на плато, так как многие нашли способы получения контента. Кроме того, ограничения подстегнули еще большее развитие собственных площадок дистрибуции, например AG.RU, «Яндекс Игры», AppBazar и VK Play.

В пресс-службе VK Play отказались от комментариев, в «Яндекс Играх» не ответили на запрос.

Технологии и медиа
Путин поручил кабмину рассмотреть производство игровых консолей в России Фото: IMAGO / Dennis Duddek / Eibner Pres / Global Look Press

Операционный директор «Мира танков» группы компаний «Леста Игры» Борис Синицкий считает, что сейчас ситуация с пиратством стабилизируется. Но появление большого количества сервисов с нелегальным контентом все еще позволяет сохраняться тенденции к росту, которая возникла после ухода с рынка западных правообладателей и ресурсов. «Сказывается большое количество сложностей, связанных не столько с поиском, сколько с приобретением лицензионного контента понятными и доступными методами — пластиковые карты, оплата по QR-кодам и СБП», — объясняет он.

Впрочем, на бизнесе самой компании «Леста Игры» проблема пиратства практически не сказывается, утверждает Синицкий. «У нас удобный сервис и обширный объем привычных методов оплаты, — отмечает он. — Единственный способ пиратства в нашем случае — это модификации игрового клиента, которые позволяют устанавливать на внутриигровую технику стили, которые видит сам пользователь. Однако ущерб в данном случае минимальный, на уровне статистической погрешности. Куда больше мы страдаем от мошенников, которые пытаются обмануть аудиторию, предлагая различные услуги и обманывая игроков, а также «читеров» — там ущерб куда больше и порой исчисляется десятками миллионов рублей ежемесячно».

Как изменился легальный рынок видеоигр

По итогам 2023 года мировой объем рынка видеоигр вырос год к году на 0,6% и составил $184 млрд, говорится в отчете компании NewZoo, специализирующейся на глобальных исследованиях индустрии гейминга. На 2024 год компания изначально ожидала рост до $189,3 млрд, однако летом скорректировала прогноз до $187,7 млрд. NewZoo подчеркивает отсутствие крупных релизов в графике анонсов на 2024 год и продажи новых консолей PlayStation пятого поколения темпами ниже ожидаемых. Почти половина всех потребительских расходов на игры в 2024 году приходится на США и Китай: по прогнозам аналитиков, эти страны принесут рынку $47 млрд и $45 млрд соответственно. Данные по отдельно взятой России в релизе компании отсутствуют.

До 2022 года основную аналитику по российскому рынку видеоигр предоставляло на тот момент подразделение холдинга VK — My.Games. Последняя ее оценка рынка относится к 2021 году — 177,4 млрд руб., или $2,4 млрд по среднему курсу за год.

В 2022 году многие международные игровые компании, в том числе Sony, Microsoft, CD PROJEKT, Electronic Arts, Supercell и Rovio, прекратили работу в России. Из-за санкций у пользователей возникли сложности с оплатой игр в Steam, Epic Games Store и на других площадках.

Оценки локальных экспертов по рынку с тех пор разнятся. Так, глава издательского подразделения Tencent в России и СНГ Хишам Нуху по итогам 2023 года оценил российскую игровую индустрию в $3 млрд. Smart Ranking отдельно взятый рынок разработки игр оценивала в 45,4 млрд руб. по итогам 2023 года. XYZ School подсчитывала, что расходы российских геймеров на компьютерные игры и внутриигровые товары составили 161 млрд руб.