IPO требуют цифр
Компании, выходящие на IPO, могли бы публиковать в проспектах эмиссии прогнозные показатели развития бизнеса на ближайший год, сказала директор департамента корпоративных отношений Банка России Екатерина Абашеева на сессии «IPO форума», организованного рейтинговым агентством АКРА.
«Нам кажется верным посмотреть в сторону таких прогнозных показателей, которые, с нашей точки зрения, можно было бы отражать в проспекте ценных бумаг. Например, с горизонтом хотя бы год», — отметила Абашеева.
Это сделает компанию более прозрачной для институциональных и частных инвесторов, объяснила глава департамента ЦБ. На сегодняшний день инвесторы видят в проспекте «либо прошлое, либо текущее состояние компании», указала Абашеева. Примерные будущие показатели инвесторам почерпнуть неоткуда, кроме рекламных и маркетинговых материалов, которые направлены на продажу соответствующей бумаги, подчеркнула она. Чуть больше возможностей для анализа потенциала эмитента у институциональных инвесторов, но и их возможности ограничены ввиду неполного раскрытия информации компаниями, добавила Абашеева.
«В случае, если такая информация (прогнозные показатели. — РБК) представлялась бы не в рекламных буклетах, а в проспекте ценных бумаг, это накладывало бы на эмитента в первую очередь определенные обязательства в части содержания такой информации и необходимости следования тем обязательствам, которые были на себя приняты», — объяснила глава департамента ЦБ. Сегодня в регулировании есть нормы, которые рекомендуют раскрывать в проспекте и будущие показатели, но на практике это не действует, констатировала Абашеева.
Кроме того, «имеет смысл раскрывать отчеты независимых аналитиков при выходе компании на рынок», считает глава департамента ЦБ. Это нужно, чтобы у инвесторов была возможность сравнить заявленную стоимость компании при выходе на биржу с рекомендациями, которые дают профессионалы, объяснила она.
Важным с точки зрения повышения прозрачности компаний для инвесторов является и работа организаторов, отметила Абашеева. «Именно организаторы размещения в нашем случае могут быть таким лицом, который продвигает лучшие стандарты IPO, лучшие стандарты для выхода компании на рынок», — полагает она. Подпись организатора размещения под проспектом, при условии раскрытия информации о нем, могла быть подтверждением подлинности информации, которую раскрывает компания, выходящая на биржу, полагает глава департамента ЦБ.
Основные инвесторы в российские IPO — это лица, готовые брать на себя высокий риск. «Как мы уже говорили, по профилю инвестора IPO и высокодоходных облигаций — это один и тот же инвестор», — отметила на форуме старший управляющий директор по взаимодействию с эмитентами и органами власти Мосбиржи Елена Курицына. Деньги перетекают из размещений в облигации в размещения в акции и наоборот, но и объем этих денег конечный, уточнила она. По оценке Курицыной, с начала 2024 года компании, выходившие на IPO на Мосбирже, совокупно привлекли 61,7 млрд руб. против 40,7 млрд руб. за весь 2023 год.
К 2030 году капитализация российского фондового рынка должна составить 66% ВВП, ранее заявлял президент Владимир Путин. «По сути, это трехкратный рост с текущих значений с учетом роста ВВП. На сегодняшний день, я напомню, это значение у нас составляет 34%», — отметил директор департамента финансовой политики Минфина Алексей Яковлев на форуме АКРА. Для реализации задачи роста капитализации совокупный объем новых размещений компаний должен составить не менее 4,5 трлн руб., оценил Яковлев. 1 трлн руб. из них — это размещения акций государственных компаний. По прогнозам Минфина, ежегодно должно проходить не менее 20 IPO.
С начала 2024 года на российском рынке прошло 12 IPO: 11 компаний разместили акции на Московской бирже, еще одна — на СПБ Бирже. Всего до конца 2024 года может пройти до 20 сделок по первичному и вторичному листингу, прогнозировал управляющий директор Мосбиржи Владимир Крекотень.
Как увеличение объема раскрываемой информации может повлиять на размещения
Для реализации инициативы, предложенной ЦБ, необходимы регуляторные изменения, обращает внимание начальник аналитического отдела инвесткомпании «Риком-Траст» Олег Абелев. «Прогнозы по развитию бизнеса и проспект эмиссии отличаются тем, что в проспекте эмиссии указывается фактическая информация на текущий момент. А прогнозы — не фактическая информация и не на текущий момент. Может быть какой-то дополнительный документ к проспекту эмиссии», — объясняет эксперт. При этом Абелев подтверждает, что информации, касающейся долгосрочных перспектив развития бизнеса и бизнес-планов компании, действительно не хватает.
При этом и слишком большой объем информации, в том числе сразу несколько оценок, которые будут раскрывать эмитенты, может навредить сделкам, отмечает Абелев. «У инвестора будет огромное количество разных оценок. И как определить справедливость этих оценок? Каждый отчет будет обоснован и будет свидетельствовать о справедливости оценок. Это отпугнет инвесторов при необходимости анализировать большое количество отчетов», — опасается эксперт.
Эмитентов как таковая необходимость большего раскрытия при выходе на IPO вряд ли отпугнет — для получения рейтинга они и так вынуждены предоставлять немало информации, продолжает Абелев. Но если нужно будет давать какие-то гарантии по опубликованным в каком-либо виде прогнозам, число публичных компаний может пойти на спад, допускает эксперт.
«Если законодательство обяжет эмитентов раскрывать подобные прогнозы, это может негативно сказаться на их готовности выходить на рынок», — считает и начальник отдела кредитного анализа и макроэкономики «РСХБ Управление активами» Павел Паевский. Подавляющее большинство частных инвесторов не обращают внимания на такие документы при принятии решений о вложении средств, отмечает эксперт.
«Мы считаем, что компании уже раскрывают достаточно информации перед IPO. Синдикат [банков-организаторов] также выпускает аналитику перед размещением. Она есть в публичном доступе», — возражает портфельный управляющий УК «Первая» Денис Обухов. Что касается будущего развития эмитента, то ожидания компании почти всегда есть в наличии и в квартальных отчетах, и перед размещением, продолжает эксперт.
Расширение объема публикуемой информации никак не повлияет на спрос инвесторов, считает Обухов. «Институциональные инвесторы всегда делали анализ сами, им аналитики уже хватает. Розничные инвесторы редко читают аналитику перед размещением, ими движет другое. Да и аналитика для них уже есть в наличии», — заключает эксперт.