Квартирный поворот в горном деле
Собрание акционеров девелопера «Брусника» одобрило сделки по приобретению АО «Национальный научный центр горного производства — Институт горного дела им. А.А. Скочинского» и АО «Институт обогащения твердого топлива», зарегистрированных на проспекте Октября в подмосковных Люберцах. Это следует из сообщения самого девелопера, которое опубликовано на портале раскрытия корпоративной информации 11 октября. Одобренные сделки по приобретению фирм были заключены структурой «Брусники» 23 сентября, следует из данных СПАРК.
На балансе двух компаний, согласно данным Росреестра, находятся земельные участки на проспекте Октября общей площадью около 10 га. «Брусника» действительно планирует застроить их, говорят два консультанта, работавших с компанией. Представитель девелопера от комментариев отказался. Так же поступили и в Nikoliers, которую участники рынка называют консультантом этой транзакции.
Институт горного дела им. А.А. Скочинского был создан в 1939 году для развития фундаментальных исследований в области добычи и переработки твердых полезных ископаемых. Долгое время его возглавлял российский ученый и академик АН СССР Александр Скочинский, чье имя впоследствии и было присвоено институту. Изначально научная организация базировалась в Москве, но во время Великой Отечественной войны ее эвакуировали сначала в Казахстан, а затем в Екатеринбург. В 1945 году было принято решение о строительстве для института комплекса в Люберцах. К 1956 году здесь появился горный корпус, а спустя год — электромеханический корпус и главное здание. В них проводились исследования, была организована экспериментальная база, освоены методы моделирования и натурных испытаний. Сейчас комплекс больше не функционирует как научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт, а площади в нем предлагаются в аренду под склады, производство и офисы.
Чем известен покупатель
«Брусника», по данным Единого ресурса застройщиков, сейчас занимает девятое место в списке крупнейших девелоперов России. В активной стройке у нее находится 1,3 млн кв. м в Екатеринбурге, Тюмени, Новосибирске и Московском регионе. На столичный рынок компания вышла в 2016 году, когда приобрела проект в подмосковном Видном. Затем она выкупила 28 га в Нахабино неподалеку от Красногорска и 0,8 га на Ивовой улице на севере Москвы. А в конце 2021 года девелопер договорился со структурой «Сбера» о реализации проекта на территории недостроенного торгового центра «Торжок» в Химках. В 2022-м у него появился участок площадью 4,5 га между 1-м Иртышским проездом и Тагильской улицей. Тогда же компания приобрела у MR Group участок 6,9 га в Огородном проезде на севере Москвы.
Основной владелец девелопера — бизнесмен Алексей Круковский. Консолидированная выручка компании за 2023 год составила 57,5 млрд руб. (рост на 59% год к году), чистая прибыль достигла 7,6 млрд руб.
Покупка площадки в Люберцах могла обойтись «Бруснике» в 1,2–1,4 млрд руб., подсчитал руководитель направления земельных активов и девелопмента IBC Real Estate Дмитрий Шелковский. Партнер Ricci | M&A Петр Виноградов оценивает сумму сделки примерно в 2 млрд руб. При условии, что территория не предусматривает присоединения смежных участков, общий объем жилой застройки может составить 180–190 тыс. кв. м, подсчитал он. По словам Виноградова, инвестиции в такой проект могут составить 15–16 млрд руб., выручка от продажи лотов — около 22–23 млрд руб. На данный момент участок расположен в «зоне обеспечения научной деятельности», поэтому новому владельцу придется пройти весь путь предпроектной подготовки, что, как правило, довольно долго, отмечает Шелковский.
Интерес к приобретению этого актива опрошенные РБК эксперты связывают с несколькими факторами. Участки в Люберцах дешевле, чем в столице, но в то же время это один из ближайших к Москве городов, говорит управляющий директор компании «Метриум» Руслан Сырцов. Площадка находится недалеко от станции МЦД-3 Панки, а ее размеры позволят реализовать полноценный жилой проект со всей необходимой инфраструктурой, указывает Виноградов. Комплекс расположен также рядом с Октябрьским проспектом, и до него можно доехать на автомобиле, добавляет Сырцов. Но это отражается и на экологической обстановке, оговаривается эксперт. Кроме того, чтобы привлечь семейных клиентов, девелоперу потребуется создать в проекте зеленую зону — в районе их не так много, отмечает он. «Брусника», как правило, создает качественный продукт в более высоком ценовом сегменте и здесь может столкнуться с несоответствием цены и спроса объему застройки, рассуждает Виноградов.