Капитолийский холм у ног Трампа
С какими сложностями столкнутся республиканцы в конгрессе
Хотя победитель президентских выборов в США был определен еще на минувшей неделе, подведение итогов выборов в палату представителей, прошедших также 5 ноября, затянулось. Лишь утром 14 ноября стало известно, что Республиканской партии удалось преодолеть отметку в 218 мест, сохранив за собой большинство. По-прежнему не ясна судьба еще девяти мандатов: по прогнозам Axios, после завершения подсчета голосов республиканцы могут рассчитывать на 222 места, а демократы — на 213.
Поскольку Великая старая партия (GOP, Grand Old Party — популярное неофициальное название Республиканской партии) также получила 53 из 100 мест в сенате, она располагает контролем над обеими палатами конгресса. Майк Джонсон сохранит за собой должность спикера палаты представителей, а Джон Тун станет лидером республиканского большинства в сенате.
Сосредоточение в руках одной партии контроля и над Белым домом, и над конгрессом далеко не редкость. Так, например, начинались первые президентские сроки Трампа в 2017 году, Билла Клинтона в 1993-м, Барака Обамы в 2009-м, Джо Байдена в 2021-м. Однако все они теряли минимум одну из палат конгресса на промежуточных выборах, проходивших на следующий год после их вступления в должность. Как подсчитал Pew Research Center, двухлетний контроль над обеими палатами не приводил к всплеску законотворческой деятельности ни в одном из этих случаев.
Следующие промежуточные выборы в США пройдут в ноябре 2026 года, однако Трамп может утратить и без того небольшое преимущество в сенате и палате представителей — пусть и временно — гораздо раньше, отмечает Forbes. Все дело в том, что значительная часть отобранных республиканцем кандидатов на ключевые посты в новом правительстве — только что переизбранные конгрессмены. Возможный госсекретарь Марко Рубио и будущий вице-президент Джей Ди Вэнс — сенаторы; будущий советник по национальной безопасности Майк Уолтц, а также кандидат в генпрокуроры Мэтт Гетц и вероятный постпред США при ООН Элиз Стефаник — члены палаты представителей от Флориды и Нью-Йорка. То же касается и кандидатов на пока еще не распределенные должности: например, на портфель министра финансов или министра торговли претендует член палаты представителей Билл Хагерти.
Все кандидаты, выдвинутые Трампом на ключевые должности в федеральном правительстве, должны быть одобрены конгрессом, что может оказаться непростым делом, учитывая, что некоторые из них не обладают опытом работы на таких позициях или же имеют неоднозначную репутацию. Например, Гетц был фигурантом федерального и парламентского расследований по подозрению в приобретении сексуальных услуг, употреблении наркотических веществ и получении взяток.
Так или иначе, перед назначением на правительственную должность все отобранные Трампом конгрессмены должны подать в отставку. Гетц сделал это сразу после объявления о его выдвижении на пост главы Минюста — как пояснил Джонсон, для ускорения процесса по поиску его замены. Впрочем, Axios связывает этот шаг с предстоящим заседанием комитета по этике по расследованию в отношении конгрессмена.
Если с сохранением сенаторских мандатов у Республиканской партии проблем не будет (замену для Рубио и Вэнса до 2026 года назначат губернаторы Флориды и Огайо, республиканцы Рон Десантис и Майк Девайн), то с палатой представителей ситуация несколько сложнее. В большинстве штатов для этого придется проводить специальные выборы, на организацию которых может уйти до нескольких месяцев — все это время кресла в конгрессе будут пустовать, а значит, республиканцы могут остаться без необходимых голосов для реализации своей повестки.
Forbes напоминает, что маленький перевес республиканцев в текущем составе палаты представителей (221 против 213) доставил партии немало проблем: наиболее радикальные ее члены объединялись в коалицию и блокировали принятие законопроектов, которые не отвечали их политическим интересам. Так, в конце сентября 2023 года группа из нескольких республиканцев дважды блокировала законопроект своих же однопартийцев о финансировании Пентагона, а в октябре 2023 года коалиция конгрессменов во главе с Гетцем, заручившись поддержкой Демпартии, добилась смещения с должности спикера палаты представителей Кевина Маккарти — впервые в американской истории.
Как Трамп рассчитывает использовать парламентское большинство
Избранный президент выбирает людей на ключевые должности в правительстве во многим случаях по принципу их лояльности, отмечает Reuters. Однако будущим министрам и чиновникам Белого дома уготована роль скорее исполнителей, тогда как ключевую роль в претворении планов Трампа в жизнь будет играть именно конгресс — многие из обещанных 47-м президентом мер должны получить одобрение законодателей.
CNN сообщает, что в отличие от 2016 года республиканцы заблаговременно приступили к подготовке ключевых законопроектов на случай, если им удастся установить контроль над обеими палатами конгресса. Первостепенное внимание уделяется крупному экономическому пакету, который затронет налоговую, энергетическую и иммиграционную сферы. По данным The Hill, работа над биллями, которые планируется принять в первые 100 дней второго президентства Трампа, велась последние несколько месяцев при личном участии его самого, Джонсона и Туна.
В частности, конгрессу нового созыва придется заняться следующими вопросами:
- обещанная Трампом массовая депортация нелегальных мигрантов, которая потребует дополнительного финансирования вовлеченных ведомств;
- финансирование дальнейшего строительства стены на границе с Мексикой;
- продление введенных в 2017 году налоговых послаблений для корпораций и снижение ставки для компаний, производящих свои товары в США, с 21 до 15%;
- частичная отмена закона о снижении инфляции, в частности положений, связанных с финансированием борьбы с изменением климата;
- продление или реформирование истекающей в конце 2025 года программы обязательного медицинского страхования Obamacare, которую Трамп неоднократно критиковал.
Способность Трампа реализовать свою амбициозную повестку будет во многом зависеть от того, получится ли у него держать в узде собственных однопартийцев и преодолеть растущий раскол в обеих палатах конгресса — особенно в нижней. В январе 2023 года из-за сопротивления крайне правых для утверждения Маккарти спикером палаты представителей понадобились рекордные 15 раундов голосования. Джонсон также регулярно сталкивался с сопротивлением более консервативных однопартийцев. А одна из наиболее ярых трамписток на Капитолийском холме Марджори Тейлор Грин даже предприняла попытку сместить спикера с должности.
13 ноября республиканцы провели внутрипартийное голосование по утверждению Джонсона на посту спикера. Несколько консерваторов в самый последний момент хотели выдвинуть альтернативного кандидата, хотя в итоге и отказались от этого плана, сообщает The Hill. При этом Грин, которая 5 ноября переизбралась в палату представителей, по всей видимости, сменила гнев на милость — по крайней мере пока.
«Американский народ в подавляющем большинстве проголосовал за программу президента Трампа, а не за чью-то другую программу, MAGA (Make America Great Again, «Сделаем Америку снова великой». — РБК), America First («Америка превыше всего»). И я думаю, что это мандат от американского народа. Поэтому, я думаю, кто бы ни был главным в палате представителей, его задача — реализовать программу президента Трампа», — сказала конгрессвумен.
CNN прогнозирует, что теперь можно ожидать «трампизации» нижней палаты конгресса и усиления контроля Трампа над GOP и ее повесткой. «Конгресс, контролируемый республиканцами, будет гораздо лучше справляться с управлением при президенте Трампе, потому что мы знаем, что у него есть мандат от самой разнообразной группы американцев, когда-либо собиравшихся вместе», — заявил телеканалу конгрессмен Тим Берчетт.
Читайте РБК в Telegram.