Пятая республика ждет четвертое правительство
5 декабря премьер-министр Мишель Барнье подал президенту Франции Эмманюэлю Макрону прошение об отставке, которая последовала за решением Национального собрания объявить вотум недоверия правительству. Согласно сообщению Елисейского дворца, Макрон «принял к сведению» отставку Барнье. Президент попросил его временно остаться на посту, пока не будет назначен новый глава правительства.
Таким образом, в этом году Пятая республика переживает крах правительства уже в третий раз: в январе в отставку ушла Элизабет Борн, при которой была проведена вызвавшая широкое общественное недовольство пенсионная реформа, а в июле — Габриэль Атталь.
Французское правительство сложило полномочия по вотуму недоверия впервые за 60 лет — в 1962-м аналогичным образом в отставку было отправлено правительство Жоржа Помпиду. Кабинет Барнье работал менее трех месяцев.
Почему кабинету отказали в доверии
Поводом для вынесения вотума недоверия правительству Барнье стали разногласия, возникшие при согласовании бюджета на 2025 год. Для сокращения бюджетного дефицита, который достиг 6,1% ВВП, вдвое превысив европейскую норму в 3%, правительство предложило урезать расходы на €40 млрд, а также повысить налоги для крупных корпораций и состоятельных французов, что должно было принести казне еще €20 млрд. Суммарно это могло снизить дефицит бюджета примерно на 2% ВВП.
Часть инициатив правительства не принял левый «Новый народный фронт» (NFP), который и без того критически относился к сформированному Барнье кабинету и пытался вынести ему вотум недоверия в октябре, хотя и безуспешно. Благодаря молчаливой поддержке ультраправой партии «Национальное объединение» (RN) Барнье тогда смог устоять. Однако сейчас RN выдвинула премьеру ультиматум: либо правительство увеличивает соцрасходы, либо правые поддерживают его отставку. Хотя Барнье пошел на ряд уступок, ультраправым, фракцию которых возглавляет Марин Ле Пен, этого показалось недостаточно. В результате Барнье принял решение провести законопроект о социальной части расходов бюджета с помощью ст. 49.3 Конституции, которая позволяет обойти голосование в нижней палате парламента. В ответ фракции RN и NFP, располагающие совместно более чем половиной мест в нижней палате, решили объявить вотум недоверия правительству.
К слову, Элизабет Борн, правительство которой также не располагало большинством в парламенте, менее чем за два года у власти прибегла 23 раза к использованию ст. 49.3 Конституции, чтобы проводить через парламент непроходные законы, включая пенсионную реформу. Но участь Барнье ее миновала. 4 декабря на голосование в Национальном собрании были поставлены сразу два предложения вынести вотум недоверия правительству — от ультраправых и от левых. Инициативу NFP поддержал 331 депутат (для вотума недоверия требовалась поддержка не менее 288 из 577 парламентариев), что привело к отставке Барнье и его министров.
Теперь Францией вновь будет управлять временное правительство. Еще одни досрочные парламентские выборы президент, согласно Конституции, может назначить только через год после последних выборов, то есть в следующем июле.
Франция попала в затяжной политический кризис, после того как Макрон 9 июня распустил Национальное собрание (нижняя палата парламента) и назначил досрочные выборы. Причиной этого решения стала победа RN на прошедших ранее выборах в Европарламент.
Проходившие в два тура (30 июня и 7 июля) выборы обернулись для союзников Макрона поражением — победу одержал «Новый народный фронт». И хотя партия Ле Пен пришла по итогам обоих туров только третьей, она существенно расширила свое присутствие в парламенте, получив 143 кресла из 577. Центристская коалиция союзников президента «Вместе!» получила 166 мандатов, NFP — 184. Таким образом, ни одной из сил не удалось получить большинство и парламент страны разделился натрое.
Формирование нового правительства заняло почти три месяца. Макрон назначил 73-летнего республиканца правого толка Мишеля Барнье премьер-министром только 5 сентября, после серии консультаций с ключевыми политическими силами республики. Журналисты охарактеризовали новое правительство как «самое правое за 12 лет»: в него в основном вошли республиканцы, представители центристского блока Макрона и их союзники.
Каким может быть новое правительство
Вечером 5 декабря Макрон обратится к нации, это произойдет около 22:00 по Москве. Президент может выбрать кандидатуру на пост премьера без согласования с парламентом. Пока не будет сформирована новая правительственная команда, республикой будет управлять временный кабинет. Как отмечает Le Monde, основная его цель — сохранение преемственности и решение текущих задач, но он не может принимать новые меры, которые не предусмотрены существующими законами. Однако полномочия временного правительства не ограничены, когда речь идет о мерах срочного реагирования — в том числе оно может предложить специальный законопроект, согласно которому правительство продолжит собирать налоги по правилам текущего года.
Анонсированные инициативы Барнье по сокращению госрасходов, как и подготовленные его правительством бюджетные законопроекты теперь потеряли силу. И даже в случае, если новый кабинет будет сформирован в ближайшее время и он оперативно подготовит бюджет, вряд ли обе палаты парламента успеют его рассмотреть до 31 декабря, предупреждает Le Monde. Тем не менее Франции не грозит перспектива шатдауна по американскому образцу, то есть приостановки работы правительства из-за отсутствия бюджетного соглашения, — в законодательстве республики содержатся положения, которые позволяют не допустить такой ситуации. В частности, есть возможность применить ст. 47 Конституции, которая позволяет правительству принять законопроект о бюджете в обход парламента, если тот не проголосовал по нему в течение 70 дней.
«То, что мы сейчас наблюдаем, является проверкой на прочность системы Пятой республики, заложенной Шарлем де Голлем. И, судя во всему, она эту проверку проходит. Подобная ситуация уже складывалась после отставки Атталя летом. Теперь у Барнье будет такая же задача — сохранить контроль над текущими делами. Так что никакой катастрофы мы не наблюдаем, все происходит в рамках Конституции», — прокомментировал РБК заведующий сектором региональных проблем и конфликтов отдела европейских политических исследований ИМЭМО РАН Павел Тимофеев.
5 декабря председатель Национального собрания Яэль Браун-Пиве в эфире Radio France обратилась к Макрону с призывом назначить премьер-министра как можно скорее, чтобы «не позволить неопределенности захватить власть».
Старший преподаватель кафедры европейских исследований СПбГУ, эксперт РСМД и клуба «Валдай» Алексей Чихачев считает, что формирование новой правительственной команды может затянуться на несколько недель, исходя из опыта, как складывался кабинет Барнье. «Сейчас политическая система оказывается в подвешенной ситуации, потому что парламент по-прежнему остается разделен на три части, а единственное, что его более или менее сплотило, — это как раз вотум недоверия кабинету Барнье», — отмечает политолог.
По его мнению, пока сложно говорить, кто может возглавить новое правительство и кто войдет в кабинет. «Константой политической системы остается только сам Макрон, потому что процедура его низложения через парламент путем объявления импичмента — это миноритарный сценарий, поскольку просто технически невозможно собрать необходимое число голосов в обеих палатах парламента», — отмечает Чихачев.
Тем не менее оппозиция активизировала призывы к отставке Макрона. Согласно обнародованному ранее исследованию компании Elabe, около 63% французов поддержали бы уход президента, уровень поддержки которого в октябре немногим превышал 20%, после падения недавно образованного правительства. Тем не менее 3 декабря Макрон, находясь с визитом в Саудовской Аравии, заявил, что не уйдет добровольно до истечения срока полномочий в 2027 году.
Тимофеев считает, что Макрон в сложившейся ситуации может либо назначить премьера, которому удастся получить поддержку правой или левой оппозиции, либо выберет технического премьер-министра, то есть технократа, не представляющего ту или иную партию. «В самом крайнем случае президент может попробовать назначить на пост главы правительства кого-то из представителей антисистемной оппозиции, которая как раз свалила Барнье: кого-то из рядов партии Ле Пен или [радикальной левой партии из NFP] «Непокоренной Франции» (LFI). В таком случае Макрон сможет свалить на них все грехи и начать сеанс обновления летом следующего года», — отметил эксперт, хотя такой сценарий станет дополнительным имиджевым ударом для президента, который позиционирует себя как стража либерал-демократического порядка и республиканских ценностей.
Le Parisien среди потенциальных претендентов на пост премьера называет основателя партии «Демократическое движение» и мэра города По (юго-запад Франции) Франсуа Байру, мэра Труа республиканца Франсуа Баруэна и министра обороны Себастьяна Лекорню. Также СМИ вновь упоминают имя социалиста Бернара Казнева, которого еще летом называли потенциальным премьером наряду с Барнье. Также в этом ряду мелькают имена экс-премьера Франции (2020–2022) Жана Кастекса, главы МВД Брюно Ретайо и политика-социалистки Сеголен Руаяль.
Лекорню уже заявил в эфире RTL, что он не является кандидатом на пост нового премьера. Лидер парламентской фракции «Непокоренной Франции» Матильда Пано сказала, что ее партия будет вновь инициировать процедуру вотума недоверия, если кабинет возглавит Казнев.
«С одной стороны, президент вызывает неудовольствие, с другой — политические партии играют в какую-то свою игру, которая не очень-то близка простым людям, а правительство находится между двух огней, получается. Какой-то надежной политической силы при этом нет», — заключает Чихачев.