Лента новостей
Автор мема об «инфляции огурца» рассказал историю его появления 20:35, Статья Какие платформы на основе ИИ помогают инвесторам находить стратегии 20:30 Экономика сопротивления: потенциал Ирана для российского бизнеса 20:18 Оптимизация в HoReCa: как сэкономить на обслуживании техники 20:18 DPA узнало о согласии Германии передать активы России на помощь Киеву 20:16, Статья Альфа-Банк назвал фаворитов рынка облигаций на 2026 год 20:08, Статья Кремль счел заслуживающей внимания идею об альтернативе G7 с Россией 20:07, Новость На своем берегу: какой будет новая очередь City Bay 19:59 КПРФ предложила проект реформы Конституционного суда 19:50, Статья Что такое экзосомы и какую роль они играют в косметологии 19:46 «Единая Россия» назвала 6 сложных регионов на выборах в Госдуму 19:44, Статья Цены на золото впервые в истории поднялись выше $4400 за унцию 19:42, Статья США вывели из-под санкций Veles International и его владельца Бугаенко 19:34, Статья Изумрудное ожерелье экватора: как наладить экспорт в Индонезию 19:31 Как меняется автомобильный рынок России 19:27 Конкуренция, аналитика, ИИ: как выжить на маркетплейсах в 2025 году 19:26 В Туле возбудили дело после попытки пенсионерки повторить «схему Долиной» 19:22, Новость Как устроен полный цикл производства шин 19:20
Газета
Китайская доставка нащупала дно
Газета № 056 (4086) (1804)
0

Китайская доставка нащупала дно

В ЦЦИ зафиксировали падение ставок на контейнерные перевозки из КНР
Ставки на перевозку крупнотоннажных контейнеров из Китая в Россию снизились в первой половине апреля — этому способствует дефицит грузов и улучшение скорости обработки поездов. Условия «ценового дна» благоприятны для импортеров
Фото: Cheng Xin / Getty Images
Фото: Cheng Xin / Getty Images

Контейнерный импорт из Китая в Россию подешевел в апреле 2025 года, обновив «постпандемийный минимум», зафиксировали в Центре ценовых индексов (ЦЦИ; соответствующий обзор есть в распоряжении РБК). Стоимость отправки крупнотоннажного 40-футового контейнера ускоренными поездами в среднем в начале месяца к аналогичному периоду марта сократилась на $250–400, до уровня ниже $4,4 тыс. на маршрутах с основных припортовых станций и ниже $3,9 тыс. из «внутреннего» Китая.

Кроме того, в конце марта — начале апреля участники рынка отмечали задержку выходов поездов из Китая из-за слабого спроса со стороны импортеров и недостатка грузовой базы. На ставки также оказал давление рост провозных мощностей для импортных отправок вследствие падения объемов перевозок в направлении Европы, а также увеличение скорости обработки поездов на погранпереходах, поясняется в обзоре.

Участники рынка, опрошенные РБК, подтвердили приведенный аналитиками уровень ставок и повлиявшие на это факторы. По данным Николая Ольшанского, гендиректора ModernWay, стоимость перевозки грузов через порты Дальнего Востока упала более чем на $1 тыс. по сравнению с концом 2024 года, и такая тенденция сохраняется. Нехватка грузовой базы, поясняет Анна Федорова, руководитель по маркетингу Optimalog, приводит к возникновению дисбаланса, при котором порожние контейнеры накапливаются в Китае, а спрос на импортные перевозки не покрывает провозные мощности. Улучшение логистических процессов (ускорение обработки составов на границе), например на переходе Забайкальск, сократило простои и позволило увеличить пропускную способность.

Как менялись ставки на фоне пандемии

В первой половине 2020 года — во времена минимального спроса на перевозки — ставки на поезда из Китая были в диапазоне $2–3 тыс. за контейнер. В последующем они неоднократно менялись в зависимости от макроэкономической ситуации и состояния транспортно-логистического рынка: в 2021 году в среднем стоимость доставки грузов из Китая в Россию железнодорожным транспортом доходила до $10 тыс., в 2023 году она составляла примерно $5 тыс., в конце 2024 года — $8–9 тыс., по данным источника РБК на транспортном рынке.

Структура контейнерного грузопотока весной 2025 года традиционно представлена электроникой и комплектующими, в том числе товарами для IT-сектора из-за ухода западных брендов и роста локализации сборки, промышленным и строительным оборудованием в связи с замещением европейских поставок, автозапчастями и компонентами для автомобилей на фоне роста производства в России, бытовой техникой и товарами повседневного спроса, перечисляет Федорова. «Из новых трендов мы отмечаем рост поставок товаров для параллельного импорта (например, запчастей для европейской техники), упаковочных материалов и сырья для производства», — добавляет она.

Рост спроса на импорт товаров из Китая поддерживает ослабление курса юаня к рублю, а также «привлекательные цены» на транспортировку грузов, отмечают в ЦЦИ. В результате этого на некоторых небольших станциях в КНР начали формироваться очереди на отправку, а ставки на перевозку остановили падение.

Как эти условия оценивает бизнес

За первый квартал 2025 года перевозки импортных контейнеров из Китая снизились на 8,8%, до 355,7 тыс. 20-футовых контейнеров (на 10,5% упали перевозки химикатов, на 18,1% — автомобилей, на 19,3% — сборных грузов, на 7,5% — товаров народного потребления) после рекордных показателей годом ранее, следует из статистики РЖД. По словам представителя компании, сокращение поставок отмечается и через порты, и сухопутные погранпереходы, в том числе транзитом через Казахстан. «Тенденция сохраняется и в апреле. Основные причины снижения объемов предъявления к перевозке контейнеров с импортными грузами из Китая заключаются в уменьшении спроса из-за затаривания складов на территории России», — указывают в РЖД. При этом технологические возможности железнодорожного транспорта не выступают «сдерживающим фактором» — при восстановлении объемов перевозчик готов обеспечить их транспортировку.

Бизнес
На фоне дисбаланса экспорта и импорта выросла цена фрахта контейнеров Фото: Екатерина Кузьмина / РБК

По мнению аналитиков ЦЦИ, сейчас «лучшие возможности для импорта»: в апреле достигнуто «ценовое дно», но в последующем ожидается несущественный рост ставок. Изменение тарифов оказывает влияние и на перераспределение грузопотока с одного вида транспорта на другой. Так, по данным Дмитрия Суховерши, директора направления мультимодальных перевозок FM Logistic, доля перевозок в прямом железнодорожном сообщении увеличилась и превысила 50% в общем объеме контейнерных транспортировок компании из Китая в Россию. С учетом роста тарифов на автоперевозки из Китая в последний месяц часть клиентов предпочли переключить свои отправки с автомобильного транспорта на железнодорожный контейнерный сервис. К тому же сроки прохождения грузов через железнодорожные погранпереходы сократились в среднем на 7–14 дней по сравнению с новогодним периодом — сейчас транзитное время железнодорожных и автомобильных доставок из Китая сопоставимо, говорит он.

В ModernWay наблюдают, наоборот, снижение объема импортных перевозок, вследствие чего обостряется конкуренция на рынке экспедиторских услуг. «В результате уменьшается не только уровень ставок, но и маржи экспедитора», — заключает Ольшанский.

Какие прогнозы

ЦЦИ ожидает, что уже во второй половине апреля ставки на прямые контейнерные поезда из Китая могут перейти к сдержанному росту — на $500 за 40-футовый контейнер. Этому будет способствовать увеличение импортного грузопотока на фоне благоприятного для импортеров курса юаня, стоимости перевозки, а также транзитных сроков доставки контейнеров, полагает Роман Шагалов, старший аналитик ЦЦИ. «Кроме того, китайские фабрики и импортеры будут стараться завершить отгрузки до начала майских праздников в КНР. При этом ускоренные контейнерные поезда — самый дешевый способ доставки контейнеров из Китая на сегодня», — заявляет эксперт. Ставки на мультимодальные же маршруты могут продолжить падение «до достижения паритета» со стоимостью сухопутных маршрутов.

Ольшанский придерживается более прагматичного прогноза: «Существенное увеличение объема импортных грузов и, соответственно, рост ставок будет не раньше второй половины этого года». В Optimalog рассчитывают умеренное снижение или «стабилизацию» ставок в обозримой перспективе. На уровень цен будет оказывать давление сезонный фактор — летом снижается активность в строительном секторе и сегменте товаров народного потребления, избыток логистических мощностей на фоне дисбаланса экспорта и импорта, курс юаня и экономическая ситуация — при росте китайских поставок в России возможно наибольшее повышение спроса и коррекция цен.

«Ключевые риски при этом — ужесточение санкций в виде потенциальных вторичных ограничений для китайских перевозчиков и резкое увеличение спроса на определенные товары — например, электронику перед сезоном распродаж», — заключает Федорова. По ее мнению, импортерам «стоит воспользоваться текущими условиями», но быть готовыми к возможным изменениям цен летом. Основные драйверы спроса — промышленные товары и замещающий импорт, а не традиционный потребительский сектор, считают в Optimalog.

Читайте РБК в Telegram.