Вершины и долины: почему иногда стоит отказаться от высоких целей
«Весь мир на ладони, ты счастлив и нем и только немного завидуешь тем, другим, у которых вершина еще впереди»
Современная бизнес-культура взращена на мотивации достижения. Те, кто дерзнул — поставил перед собой серьезную цель, был очень упорен, смел, изобретателен, на пределе возможностей достиг ее, но не остановился, а двинулся дальше, — вызывают уважение и восхищение. Наиболее точная метафора для культуры достижения — это покорение горных вершин, альпинизм. Человеку с мотивацией достижений не нужны стабильность и комфорт — его манят непокоренные вершины. Годы тренировок, специальное оборудование, отвага — и вот первая вершина взята. Что дальше? Дальше неизбежна новая цель — новая вершина, которая будет выше предыдущей.
Такая деловая культура, безусловно, очень продуктивна. Исследования показывают, что изрядная доля стресса необходима для высокой отдачи: мы слишком ленивы, чтобы всерьез стараться, когда над нами не нависает угроза неуспеха. Поэтому наша система менеджмента нацелена на формирование культуры достижений: миссия на грани возможного, агрессивная стратегия, амбициозные KPI, рейтинги, карьерные лестницы — все это стимулирует рост бизнеса и мирового ВВП.
Но если мы задумаемся об индивидуальной жизни человека достижений, то заметим, что ценности альпинизма заминированы неизбежным финальным поражением. Они требуют, чтобы каждая следующая вершина была выше (и труднее) предыдущей. И непременно наступает момент, когда альпинист покорил «вершину-выше-неба», спустился с гор и обнаружил, что сил и молодости уже не хватает, чтобы лезть еще выше.
Штурмовать еще более высокие вершины отправились молодые, а тебе предлагается — то, что тебе по силам — влезть на гору чуть-чуть поменьше. Это по-прежнему очень высокая гора, доступная немногим и требующая от тебя максимального напряжения сил, — но она ниже. Может быть, это лишь временное отступление, подготовка к еще большему подвигу? Возможно. Но возможно и иное: после горы пониже будет еще одна гора — еще пониже и пожиже — и так через некоторое время человек достижений осознает, что его главное достижение осталось позади, а впереди — длинный и неровный, со спусками и подъемами, путь вниз. Это тяжелая психологическая драма для человека, всерьез зараженного достиженчеством. Пережить и принять то, что твоя главная вершина позади, категорически невозможно. Альпинизм — спорт не для молодых: главная вершина может быть покорена и в 40, и в 45 лет. В бизнесе пик достижений и карьеры может прийтись и на 60 лет, хотя редко — чаще 50 или те же 40. А что дальше?
«Возьми меня к реке, положи меня в воду, учи меня искусству быть смирным»
Обратившись к опыту фанатичных альпинистов, мы увидим несколько моделей жизни после покорения главной вершины. Позитивная модель — «достигать через достижения других»: фокус с собственных восхождений переносится на тренировку команды. Увы, так получается у меньшинства. А что же большинство? Либо начинают болеть, погружаются в тоску, депрессию, рано умирают, либо продолжают вопреки разуму повышать целевую планку и гибнут: идут на такую вершину, откуда не возвращаются. Не замечали ли вы такого и в бизнесе? Обнаружив, что дорога неуклонно ведет вниз, человек достижений или теряет интерес к работе и к жизни, или же затевает сумасшедшие бессмысленные проекты и разоряется. Такова логика мотивации достижений: либо вверх — либо ничего больше не нужно.
Есть ли выход из этой парадигмы? Да, есть — и он заложен внутри самой метафоры. Работа с метафорой — мощный инструмент коучинга, давайте им и воспользуемся. Оттолкнусь от своего опыта: я сам очень люблю горы — хожу в походы с 16 лет и до сегодняшнего дня, но я не альпинист, а путешественник — горный турист. При некотором внешнем сходстве с альпинистом горный турист живет иной жизнью: он идет по долине, поднимается на перевал, спускается — и оказывается в новой долине. Перевалы бывают очень сложными: ледники, осыпи, много дней напряженного труда. По высоте они вполне сопоставимы с вершинами: мой самый высокий перевал — 5500 метров; это, конечно, не Эверст, но почти Эльбрус. Однако главное отличие в том, что перевал не является целью путешествия — он лишь средство, а цель — новая долина. А потому не нужно раз за разом выбирать более высокий перевал — нужно выбрать такой перевал, который ведет в нужную долину. И правильный перевал может оказаться как очень сложным, так и простым.
Как же выбрать новую долину? Их не выстроишь в осмысленный рейтинг — ни по высоте, ни по длине, ни по ширине, ни даже по красоте, поскольку «на вкус и цвет товарищей нет». Смысл долины в том, что она неизведанная. Ты идешь к ней — долго или быстро, трудно или легко — и оказываешься наконец где-то, где еще никогда не был, и начинаешь изучать долину — наблюдать ее, жить в ней. А когда она становится тебе привычной и родной, страсть к путешествиям зовет тебя вперед — и ты поднимаешься на перевал, чтобы попасть в следующую неизведанную долину.
Заменив метафору «альпинизм» метафорой «путешествия», мы уйдем от покорения вершин и начнем изучать долины. Мы перестанем сравнивать вершины (и перевалы) по высоте и подпитывать потребность в достижениях. А значит, ни в 40, ни в 60, ни в 90 лет мы не дойдем до своей главной вершины и не начнем путь вниз. Мир бесконечен, как и любопытство путешественника, а потому путнику всегда есть куда податься, чтобы подивиться новой долине, и даже смерть — главный экзистенциальный вызов для современного нерелигиозного человека — окажется не более чем следующей долиной: сюрприз после особо трудного (а может, и легкого — кто знает?) — перевала.
А как же бизнес?
«Хорошо, — скажет, вдумчивый читатель, — метафора горного путешествия, в отличие от метафоры альпинизма, делает человека счастливым и позволяет ему преодолеть главный экзистенциальный вызов — принять старость и смерть. Но позволит ли она создать успешный бизнес? Как управлять «путешественниками»?»
У меня нет однозначного ответа на этот вопрос — но есть два наводящих соображения. Первое имеет общий характер и лежит в русле нашей метафоры: команда горных путешественников — это не зеваки и не горожане на пикнике. Они — пассионарии, которые проходят сотни километров, влекомые вперед жаждой нового. Напряжение их воли ничуть не меньше, чем у альпинистов, а то и больше, поскольку они не ждут неделями погоды в базовом лагере, а все время идут дальше с рюкзаком на плечах.
Второе связано с моими многолетними наблюдениями за жизнью и деятельностью знакомого мне и любимого мною предпринимателя — Максима Ноготкова. Это исключительно успешный бизнесмен, и история последних лет никак не отменяет этот тезис: он еще восстанет из пепла в Кремниевой долине, где сейчас начал делать новый бизнес (заметьте: новый бизнес в новой для себя долине). Свое первое дело — сеть магазинов «Связной» — он поначалу строил, опираясь на культуру достижений: ставил сверхвысокие цели («догнать и перегнать «Евросеть») — и команда штурмовала вершину за вершиной. Но настал день, когда Максим в корне изменил свою философию. Он пришел к выводу, что главное — это счастливый клиент, а осчастливить клиента может только счастливый сотрудник. И тогда он в разы снизил все целевые планки, сказав: «Давайте работать с удовольствием». «Альпинист» стал «путешественником»: отказался от амбициозных целей и начал затевать инновационные проекты — исследовать новые «долины». Что при этом произошло с финансовыми результатами компании? В голливудском сценарии они, вероятно, выросли бы. В жизни повышения не случилось — но не случилось и понижения. Еще раз вдумаемся: цели стали гораздо ниже, а темпы роста остались прежними. Просто раньше люди недовыполняли план и были вечно фрустрированы, а теперь стали перевыполнять план — цифры сохранились, но изменилось настроение.
Модель путешествия — это особая корпоративная культура, которая в теории спиральной динамики называется культурой согласия и культурой синтеза. От амбициозных KPI и повышения планки как главного инструмента управления мы переходим к экспериментам по созданию новых продуктов и новых сервисов, делающих счастливым клиента. От покорения финансовых вершин современный западный бизнес идет к изучению новых технологических долин. Это непростой ценностный и культурный разворот, но шанс изменить модель жизни человека и повысить эффективность бизнеса — есть.