Страховка от кризиса: как микробизнес в Сети спасет уволенных менеджеров
Недавно Avito.ru озвучил свою статистику объявлений по продаже бизнеса. Оказалось, что за последний год число таких объявлений в Москве выросло в 14,5 раза, до более чем 35 тыс. Аналитики сразу заговорили о массовом уходе людей из бизнеса. Но вопрос ведь не только в том, сколько предпринимателей закрывают дело, но и в том, сколько открывают. Особенно это касается малого бизнеса с оборотом несколько миллионов и чистой прибылью сотни тысяч рублей, который принято называть семейным.
Наш основной бизнес связан с продажей косметики. Но не так давно я стала совладелицей компании Re:Sale Expert, которая занимается продажей готового бизнеса, и получила доступ к любопытной статистике. В 2014 году в среднем компания получала по 400 заявок на покупку готового бизнеса в день, а в 2015-м эта цифра выросла вчетверо – до 1,6 тыс. заявок. Мы видим совсем другой тренд, нежели Avito.ru, – бизнесы не только продают, но и покупают (количество сделок раньше измерялось единицами в месяц, сейчас – десятками). Скорее, это похоже на общий рост интереса к теме малого бизнеса – как со стороны покупателей, так и со стороны продавцов.
Впрочем, есть и другой тренд – кризисный. Никто не хочет ввязываться в крупные и даже средние проекты. Суммы сделок, которые совершались в январе, не превышали 2 млн руб. (до этого суммы были значительнее). За эти деньги можно купить интернет-магазин, хостел, кофе-пойнт в торговом центре, салон красоты и частный детский сад – виды бизнеса перечислены по уровню спроса на них. Интернет-магазин – самая популярная покупка, и связано это с низкой ценой. Скажем, парикмахерская в полуподвальном помещении без хорошего ремонта стоит порядка 500 тыс. руб., а в интернет-бизнес можно войти и с 200–300 тыс. Строго говоря, и создавать свой сайт уже необязательно. Скоро будет удобно торговать даже на Facebook.
Интернет-торговля – настоящее спасение в кризис. Уволившись и получив выходное пособие, можно уже начинать работать на себя. Я и сама начинала свой косметический бизнес по этой схеме. В 2009 году моя сестра попала под сокращение, и, чтобы ее трудоустроить, мы купили точку в торговом центре и маленький интернет-магазин.
С тех пор наш магазин перерос масштабы малого бизнеса. Но с другой стороны, мы видим много примеров того, как бывшие менеджеры начинали торговать в Сети в одиночку и совершенно сознательно не ищут ничего масштабнее. Примитивный и малопривлекательный с виду бизнес, для открытия которого нужно открыть ноутбук и сесть в автомобиль, бывает привлекательнее больших венчурных проектов или менеджерской должности в крупной компании. Крупные проекты выходят на окупаемость годы, средние проекты – месяцы, а запустив микробизнес, можно работать в плюс почти сразу. Мы знаем по крайней мере четыре таких схемы.
Совместные закупки. В Европе, например, фермеры собираются вместе на специальных сайтах, чтобы купить технику к уборочной страде. У нас совместные закупки популярны в среде мам, которые вместе заказывают детские вещи, а также на рынке косметики. При нескольких десятках покупок в месяц оборот может достигать 3 млн руб. в месяц, а комиссия закупщика (порядка 15%) – 450 тыс. руб. Единственный актив закупщика – репутация. Не нужен ни офис, ни даже сайт: только упорство и организованность, чтобы размещать десятки объявлений и списываться с сотнями покупателей.
«Садоводческая история». Так на профессиональном сленге называются монобрендовые интернет-магазины, которые закупаются на рынке «Садовод». Приходишь на рынок «Садовод», находишь поставщика, договариваешься об обмене товара, если не подойдет, и создаешь под этот товар интернет-магазин. Схема безрисковая, логистика примитивная, и многие создают целые сетки таких магазинов, каждый из которых при благоприятном раскладе может приносить 300 тыс. руб. в месяц, а в сезон – и более. В кругу моих знакомых самая успешная «садоводческая история» связана с продажей шуб, но есть такие «садоводы» и на других рынках – скажем, на рынке косметики.
Товары из Китая. Чтобы открыть магазин китайских товаров, не обязательно ездить за ними в Китай. Есть много посредников, которые привезут и растаможат их за небольшую плату. Но приходится замораживать средства на закупки, поэтому первоначальные вложения составят уже не 200–300 тыс. руб., а по крайней мере раза в полтора больше. Чаще всего владельцы таких интернет-магазинов начинают с одного простого товара и постепенно расширяют ассортимент или переключаются на другой товар, более актуальный и с большей маржой.
Инстамаркеты. Так называются магазины в Instagram, и в таком формате работает один из наших оптовых покупателей косметики. Он начал с продажи американской жвачки и популярных газированных напитков, которых на российском рынке почти нет, – скажем, фанты с вишневым вкусом или ванильной колы, которые продавал в Москве ящиками. Однако в этом формате есть свои сложности: например, товар в инстамаркетах обычно не из Китая, а европейский или американский, а самый эффективный канал продвижения инстамаркета – спам в комментариях под постами звезд.
Некоторые бизнесы «схлопываются» в кризис, и подтверждение этому – проблемы у нескольких крупных интернет-магазинов, таких как Vasko.ru или e5.ru, и многочисленные надписи «аренда» в центре Москвы. Но люди ведь не перестают работать и просто переходят из одного сектора в другой. Где-то дела идут плохо, но где-то непременно будет и хорошо. Микробизнес в интернете может стать той территорией, куда перекинутся сильные менеджерские умы и где начнется рост. Сочетание экономии, отсутствия крупных затрат и высокой маржи делает такие бизнесы по факту успешнее многих крупных интернет-магазинов, которые у всех на слуху, и тем более традиционной розницы.