Как интернет-магазины нашли замену «Почте России» и потеряли ее
Представьте, что у вас есть небольшой автосалон и вдруг вы узнаете о закрытии портала Auto.ru – главной торговой площадки. Или вы, например, даете частные уроки английского языка, а портал «Ваш репетитор», где вы находили учеников, вдруг приказал долго жить. Примерно то же самое мы испытали, когда в начале октября Multiship разослал своим клиентам письмо о прекращении работы через месяц. Для нас и для других интернет-магазинов средней руки эта новость была как гром среди ясного неба.
Multiship был сервисом, который позволял интернет-магазинам не задумываться о выборе служб доставки. Он собрал информацию о множестве служб из разных регионов и с каждой договорился о партнерстве. Владельцы магазина просто передавали товары в Multiship, а дальше они доставлялись в любую часть страны той службой доставки, которая могла это сделать. Ретейлерам не приходилось искать эти службы доставки, договариваться с каждой в отдельности, передавать каждой свои товары, а потом из каждой «выбивать» деньги покупателей – все это делал Multiship.
Этот сервис был для нас «службой одного окна», и в январе 2014 года, когда его купил «Яндекс», мы не сомневались, что эта схема, которая всем казалась идеальной, сохранится навсегда. Но у «Яндекса», видимо, были свои планы на развитие сервиса и рынка в целом.
В 2009 году, когда мы запускали интернет-магазин косметики shophair.ru, мы продавали товары в регионы только по предоплате. В начале 2010 года мы стали отсылать товары в регионы уже наложенным платежом, работая с «Почтой России» и EMS. Мы должны были заполнять кучу бланков, а потом вручную проверяли, за какие заказы нам уже перечислены деньги, а за какие нет. Миллионы рублей зависали в воздухе, поэтому в 2012 году, когда оборот интернет-магазина стал расти, мы вернулись к продаже по предоплате. Это уменьшило число заказов из регионов в пять раз, но в то время их было не так много, и мы росли за счет московского рынка.
Так продолжалось до 2013 года, пока не появился Multiship, а незадолго до него – множество разных служб доставки, намного быстрее «Почты России». В возможностях этих служб нам было сложно разобраться, и Multiship сделал это за нас. Вся информация о них была собрана в одном удобном интерфейсе, и всеми службами можно было пользоваться, заключив договор с одним агрегатором.
Это было революцией, но еще больший прорыв случился в апреле 2014 года, когда в партнерах агрегатора появился PimPay. Эта компания стала выдавать интернет-магазинам микрокредиты под отправленный покупателям товар. Ретейлеры получали деньги сразу, не дожидаясь наложенного платежа, и могли больше не бояться кассовых разрывов. Таким образом, Multiship и PimPay решили самую большую проблему в интернет-торговле.
Объем региональных заказов вырос моментально. По крайней мере у нас в магазине еще в 2010 году лишь единицы заказов совершались за пределами Москвы и Санкт-Петербурга, а сейчас на регионы приходится уже 50% покупок. Из них только 10% приходится на города-миллионники, а остальное – на районные центры и совсем маленькие города и села. Мы доставляли косметику в Биробиджан, Среднеколымск, Юкшур-Бодью. Удивительно, но в таких далеких местах средний чек на 50% выше московского – люди как будто покупают впрок. То есть по деньгам доля регионов в наших продажах перевешивает, и думаю, что у большинства интернет-магазинов мелких потребительских товаров так же.
Что делать теперь, когда агрегатора служб доставки на рынке больше нет? На крупных игроках, вроде Lamoda.ru, это не отразится, ведь их ресурсы позволяют даже открыть собственные пункты доставки. Но мелкие и средние интернет-магазины точно пострадают. Ленивые владельцы интернет-магазинов вернутся к отправке покупок в регионы с помощью «Почты России» и EMS только по предоплате и потеряют в обороте. Упорные будут разбираться с условиями доставки множества логистических служб и с каждой заключать отдельный договор. Для этого магазину с оборотом, например, $100 тыс. в месяц придется нанять трех новых сотрудников. Один будет находить оптимальные способы доставки, другой – сортировать товары для разных служб доставки, третий – заниматься отдельной бухгалтерской сверкой с каждой из этих служб. С использованием Multiship один менеджер заменял трех.
Мы сами пока не нанимали сотрудников в большем объеме, чем запланировали, но только потому, что находимся на этапе, когда не можем доверить работу новичкам. Перемены на рынке совпали с запуском нашего нового проекта Beautydiscount.ru – магазина косметики в формате cash&carry. На прошлой неделе я сама до трех часов ночи разыскивала для нового проекта варианты доставки товаров в регионы.
Лучшее – враг хорошего. Сейчас мы нахваливаем Multiship, но именно стремление стать идеальным партнером любого интернет-магазина эту компанию и похоронило. Агрегатор шел к тому, чтобы делать за клиентов все. Когда мы стали договариваться о микрокредитах напрямую с PimPay, выяснилось, что эта компания работает напрямую только с четырьмя службами доставки, а через Multiship она предоставляла кредиты во всех случаях. Агрегатор выступал гарантом для PimPay – брал на себя финансовые риски и кредитную бухгалтерию.
Из официальных источников известно, что «Яндекс» купил Multiship за $1 млн и еще несколько миллионов потратил на развитие. Почему компания с выручкой почти в $1 млрд не стала дальше поддерживать Multiship? Возможно, дело в подходе. Посмотрите на остальные сервисы-агрегаторы «Яндекса»: Auto.ru, «Яндекс.Мастер», «Яндекс.Электрички» и все прочие – эти проекты только сводят продавца и покупателя, не влезая в их взаимоотношения. Сервис дает право выбора, а все остальное – решает пользователь. Гарантии даст только продавец, если вообще захочет, а за кредитом обращайтесь в банк.
«Мы продолжим развивать эту платформу», – говорилось в официальном сообщении «Яндекса», где подчеркивается, что разработчики Multiship перешли в «Яндекс». Очевидно, «Яндекс» создаст свой новый агрегатор, и вряд ли такой же идеальный, каким был Multiship. Но, честно говоря, мы готовы платить хоть за какой-нибудь сервис и, если в ближайшее время такой не появится, готовы даже нанимать программистов и писать свой интерфейс для работы с регионами.