Жизнь после кризиса: как Airbnb и Uber научат мир экономить
Конец пирамид
В известной статье 1937 года экономист Рональд Коуз утверждал, что западные экономики организованы как пирамиды – с несколькими крупными производителями на вершине и миллионами пассивных потребителей внизу – из-за существования транзакционных издержек, то есть нематериальных издержек, связанных с поиском, переговорами, принятием решений и применением права. Но в эпоху интернета, мобильных технологий и социальных сетей, которые помогают устранить такие затраты во многих секторах, эта экономическая структура должна измениться.
Вертикально интегрированным производственно-сбытовым цепочкам, контролируемым крупными компаниями в США и в Европе, уже бросают вызов новые экосистемы, которые управляются потребителями. Они позволяют потребителям проектировать, строить, покупать, распространять и торговать товарами и услугами между собой, устраняя необходимость в посредниках. Подход к созданию качественной продукции «снизу вверх» возможен с помощью горизонтальных (пиринговых) сетей и платформ DIY («сделай сам»), которые и формируют основу «экономной» экономики.
Два ключевых фактора способствуют росту бережливой экономики: затяжной финансовый кризис, ослабивший покупательную способность потребителей среднего класса на Западе, и растущая экологическая ответственность этих потребителей. Стремясь сэкономить деньги и минимизировать свое влияние на экологию, западные потребители все чаще избегают личной собственности, предпочитая совместный доступ к товарам и услугам.
Сейчас почти 50% европейцев считают, что в течение десяти лет автомобили будут потребляться как «общий» продукт, а не как предмет частной собственности, и 73% ожидают быстрого роста каршеринговых сервисов. BlaBlaCar, лидер этого рынка в Европе, сейчас перевозит больше пассажиров ежемесячно, чем Eurostar – высокоскоростная железная дорога, соединяющая Лондон с Парижем и Брюсселем. А более известный сервис Uber вызывает панику среди служб такси во всем мире. Несмотря на недавние скандалы, компания, основанная в 2009 году, оценивается более чем в $40 млрд.
Этот сдвиг в поведении потребителей распространяется далеко за пределы транспорта. Сервис Airbnb сейчас обеспечивает больше койко-дней ежегодно, чем вся гостиничная сеть Hilton. Рынок пирингового кредитования, который позволяет обойти банки с огромными скрытыми комиссиями, преодолел отметку в $1 млрд еще в начале 2012 года.
Мировой рынок совместно потребляемых товаров и услуг будет быстро расти – с $15 млрд сегодня до $335 млрд к 2025 году, причем это не потребует колоссальных инвестиций. Европейская комиссия прогнозирует, что совместное использование, которое во время стагнации на рынке труда подкрепляет доходы потребителей, станет подрывной силой в экономике.
Сети сильнее корпораций
Природа горизонтальных сетей поддерживает этот прогноз. Такие сети начинают работать задолго до того, как они снижают операционные издержки. Интернет-экономика позволяет простым людям делать дома то, что десять лет назад могли бы сделать только ученые в крупных лабораториях, а тем самым снижает затраты на исследования, разработки, проектирование и производство новых товаров и услуг во многих секторах.
Благодаря низкой стоимости DIY-комплектов оборудования вроде процессоров Arduino за $25 или Raspberry Pi за $35, люди все чаще создают свои собственные потребительские устройства. Кроме того, потребители теперь могут разрабатывать и производить продукты индустриального качества в технологических мастерских – так называемых Fab Labs, – оснащенных программируемыми станками, лазерными ножами и 3D-принтерами.
Подобные изменения поощряют «движение производителей» – любителей мастерить, которые коллективно могут создавать продукты быстрее, лучше и дешевле, чем большие компании. Все это расширяет возможности пассивных потребителей, которые теперь могут стать активными профессионалами, порождая бережливую экономику, которая может создавать ценность более эффективным, экономичным и экологически устойчивым образом.
Обама и кустари
Признавая эти преимущества, некоторые города активно поддерживают движение производителей и развитие бережливой экономики. Например, мэры крупных городов – в том числе Нью-Йорка, Токио, Рима, Сантьяго и Осло – устраивают производственные выставки, где обычные граждане демонстрируют свою изобретательность.
В июне прошлого года президент США Барак Обама провел первую такую выставку в Белом доме – White House Maker Faire – и заявил, что сегодняшняя кустарная продукция – это завтрашнее «Сделано в Америке». Обама поручил своему старшему советнику разобраться, как превратить движение производителей в двигатель экономического роста в США. Мэр Нью-Йорка Билл де Блазио, который провозгласил 15–21 сентября 2014 года «Неделей производителя», и мэр Барселоны Ксавье Триас, который хочет построить Fab City, пытаются поставить свои города в авангард этого глобального движения.
Между тем в Вобане – это район немецкого города Фрайбурга – 65% электроэнергии вырабатывается с помощью солнечных панелей и когенерационной установки, созданной и функционирующей за счет местных жителей. Хельсинки строит систему под названием «мобильность по требованию», которая объединяет несколько совместных и государственных транспортных сервисов в единую сеть оплаты; ставится цель избавиться от частных автомобилей к 2025 году.
Самоорганизующаяся и бережливая экономика может генерировать миллиарды долларов и создавать миллионы рабочих мест в среднесрочной перспективе. Но, конечно, будут и проигравшие: крупные западные компании, чьи бизнес-модели требуют большего и большего, которые опираются на огромные исследовательские бюджеты и закрытые организационные структуры. Такие компании устроены не для того, чтобы удовлетворять потребности экономных и экологически нравственных потребителей, стремящихся получить больше и лучше, но дешевле. Чтобы выжить, этим старым компаниям придется преобразиться и стать бережливыми предприятиями, встраивающими пользователей в свои производственные цепочки, и стремиться к удовлетворению потребностей рынка более экологически и экономически эффективным образом.
Бережливая экономика уже наступает. Традиционные компании должны осознать это – или они устареют.
© Project Syndicate