Почему в нашей компании запрещено слово «кризис»
Врать и верить
Люди очень зависимы от контекста. Текущая картина реальности в России, созданная лидерами мнений, СМИ и другими авторитетными источниками информации, не способствует созиданию. Поэтому умение создавать продуктивную реальность для себя и для своих сотрудников — ключевая компетенция предпринимателя.
Как-то мы сидели в узком кругу друзей и партнеров у камина. «Главное — врать и самому в это верить. Если врешь и не веришь, то ничего не получится», — декларировал мой друг детства, приехавший на несколько дней из Казахстана. Он построил с дюжину разных бизнесов, от салонов сотовой связи до токарного цеха. Он едва ли читал о поле искажения реальности (reality distortion field) Стива Джобса и Илона Маска, но поразительным образом понял, о чем идет речь.
О поле искажения реальности первый раз заговорили применительно к Стиву Джобсу и его умению — за счет личного обаяния, харизмы, гипербол, метафор, настойчивости и абсолютной уверенности в своей идее — внушать окружающим свою картину мира. Многие ли люди в 1976 году, когда была основана Apple Inc., готовы были поверить, что компьютер станет персональным, а Apple самой дорогой компанией в мире? Кен Олсен, основатель DEC и выдающийся инженер, в 1977 году так и сказал: «Нет причин кому-либо иметь домашний компьютер».
Джобс обладал поразительной способностью убеждать людей в чем угодно. Что можно сделать проект в два раза быстрее, что его вообще можно сделать или, например, убедить человека остаться в компании, когда он окончательно решил уйти. Один из его сотрудников даже пошутил: чтобы уволиться, когда Стив этого не хочет, нужно зайти в его кабинет и помочиться на его стол.
И люди сами хотят, чтобы им дали какой-то контекст. Они «залипают» на этих картинках и не могут оторваться. Часто для влияния на них не нужно даже обладать особенным даром убеждения. А для тех, кто может себе позволить врать или манипулировать фактами, вообще открыты все двери. Помню, у меня был начальник, который мог убедить любого человека во всем. Он откровенно врал на каждом шагу. Его постоянно ловили на вранье, но люди годами оставались в плену его манипуляций. Каждый раз они верили, что в этот раз и с ними все будет по-другому. Мне повезло — через пять минут после очередного скандала с ним мне позвонил рекрутер и предложил позицию в другой компании.
Три шага к реальности
Мы все живем в весьма искаженной реальности, которую для нас создают другие люди, а иногда мы сами, если у нас хватает на это осознанности. Разве не искажена картинка, в которой тема Крыма, санкций, ДНР и ЛНР, кризиса считается наиболее важной для всех? Кто-то решил, что именно об этих темах мы должны думать. Но создают ли они ценность для нас? Вопрос дискуссионный; я лично уверен, что для большинства из нас ответ отрицательный.
Можно ли с таким положением вещей что-то сделать? Можно. Первый шаг — осознать, что мы воспринимаем мир субъективно, наша картинка реальности всегда отличается от объективной (предположим, что объективная все же существует). Осознать также, что мозг несовершенен и часто не в состоянии на автопилоте ранжировать контексты и фокусироваться на главном.
Второй шаг — это саморефлексии, внутренний диалог. Обычно это постоянные вопросы из серии: «Почему я сейчас об этом думаю? Важно ли это на самом деле? А что для меня важно?»
Третий шаг — с пониманием того, что мир и люди устроены именно так, — управление реальностью, конструирование мира, своего и людей, вокруг тебя.
Наш внутренний футуролог
После нескольких итераций таких диалогов внутри себя я нашел себя человеком, которого не интересуют любые мысли о кризисе, курсах валют, Крыме и Украине. Я понял, что все эти слова вместе взятые в моей реальности значат меньше, чем, например, предсказание Рея Курцвейла, одного из самых именитых футурологов современности, о том, что уже к 2026 году могут возникнуть технологические условия для существенного продления человеческой жизни. Нам нужно прожить в хорошем здравии следующие несколько десятков лет: вам не кажется, что это немного важнее, чем геополитика?
В моем мире главной новостью 2015 года являются не минские договоренности, а изобретение интерфейса «мозг-машина». Человечество уже научилось интерпретировать сигналы мозга, и возможно, прямое взаимодействие мозга двух людей на любых расстояниях не за горами. Это изобретение дает и возможность прямого управления экзоскелета мозгом для людей с ограниченными возможностями. Каждый может на минуту побыть футурологом и предсказать, как можно использовать это изобретение.
Меня также гораздо больше занимает мысль о том, что на волне развития коллективного использования (collaborative consumption) произойдет сдвиг парадигмы профессиональных услуг. Профессионалы будут делать нашу жизнь лучше без того характерного дискомфорта, который складывается сейчас, когда у нас нет доверия к конкретным личностям, уровню их цен, профессионализму. Когда нам нужно тратить много времени на исследования, прежде чем получить услугу, и даже после этого не быть уверенными в результате. Я верю, что это все можно преодолеть, хоть это и безумно сложно. До тех пор пока мы с командой в это верим, это и есть наша реальность.
Кризис под запретом
Как еще управление реальностью работает на практике? Мы, например, почти перестали использовать аргумент «кризис» в бизнес-лексике в компании. Видя падение тех или иных показателей, не нужно исходить из того, что это пресловутый «кризис»; и когда разбираешься, зачастую находишь, что для этого есть другие причины, которые никак с кризисом не связаны. И устранение этих причин приводит к росту. Хвост виляет собакой: сначала ты придумываешь другую реальность, а потом она становится таковой на самом деле.
Способность убеждать других людей — это дар, который дан большинству предпринимателей. Уверенность предпринимателя не только меняет картинки других людей в их воображаемом мире. В конце концов, это меняет и объективную реальность. Именно поэтому существует автомобиль Tesla или ракета, созданная частной компанией SpaceX.
Очевидно, что не только Стив Джобс и Илон Маск создавали альтернативную реальность. Мы, управленцы, каждый день ее создаем для своих сотрудников. А какая она у вас? Чувствуете ли вы свою ответственность за это? Управляете ли вы ей? Отвечая на эти вопросы, вы об этом задумались. А это уже осознанность — первый шаг на пути к управлению искаженной реальностью.