Как раскрутить стартап в спортивной сфере
Бизнес-проекты, связанные со здоровьем, спортом, самосовершенствованием — на гребне волны. По данным CB Insights, с начала 2020 года игроки рынка Big Tech инвестировали в сделки, связанные со здравоохранением, почти $ 7 млрд. Кроме того, такие технологические гиганты, как Microsoft и IBM, используют огромные объемы данных о состоянии здоровья своих клиентов и активно внедряют искусственный интеллект.
Можно назвать несколько самых быстрорастущих отраслей. Например, мировой рынок женского здоровья и фитнеса (т.н. FemFitTech) вырастет до $1,2 трлн к 2026 году, а объем рынка фитнес-зеркал достигнет €3,44 млрд к 2025 году (рост +11,5% за год). Все больше востребованы цифровые решения: так, в 2015 году одно из первых успешных фитнес-приложений в мире — Runtastic — было куплено Adidas за €220 млн. Сегодня приложение является основной опорой цифровой стратегии компании, его скачали 180 млн пользователей. Другой пример — платформа Zwift, которая позволила в реалиях пандемии коронавируса организовать первый чемпионат мира по велоспорту в виртуальном пространстве. За 2020 год их бизнес вырос в два раза: на платформе создано более 3 млн аккаунтов. Формат дал возможность попробовать свои силы в спорте каждому желающему, повысил вовлеченность людей.
Еще одно перспективное направление для разработки бизнес-проектов в сфере здоровья и спорта, использующих цифровые решения, — одежда для анализа данных. Простого измерения данных о состоянии организма на основе фитнес-трекеров сегодня уже недостаточно, есть запрос на интеллектуальные решения в области анализа этих показателей состояния и надежной профилактики травм.
Как запустить стартап в сфере здоровья и спорта?
Сначала, как всегда, нужна идея. После того как она найдена, наступает этап запуска бизнеса. Лучше всего подобрать команду и разделить между людьми четыре ключевые компетенции: финансы, управление, продажи и маркетинг. Для стартапа важно пройти регистрацию как юридическое лицо — если проект продолжает работать неофициально и принимает средства на карту, это скорее хобби, а не предпринимательство. На официальную регистрацию обращают внимание и инвесторы, которые оценивают весь проект с точки зрения рентабельности и пользы.
Предприниматель часто запускает проект на собственные средства, и это позволяет прочувствовать ценность инвестиций. А вот масштабироваться можно за счет грантов и дополнительных вложений — они помогают проекту выйти на новую ступень.
Искать средства можно не только в инвестициях, но и в выручке. Например, отсутствие динамического ценообразования лишает проект от 5 до 30% прибыли.
Еще один путь — обратиться к спортивным акселераторам и конкурсам. Зачастую они предлагают финалистам призы и подарки, а некоторые — гранты. Так, в прошлом году в России впервые прошел конкурс спортивных стартапов «Ты в игре», в рамках которого победители получили денежные гранты. Конкурс привлек 2608 участников из всех регионов России. «Ты в игре» реализуется в рамках федерального проекта «Спорт — норма жизни» национального проекта «Демография» и проводится АНО «Национальные приоритеты» при поддержке Министерства спорта Российской Федерации. Главная цель федпроекта — привлечь к регулярным занятиям массовым спортом и физкультурой как можно больше людей, и конкурс «Ты в игре» полностью отвечает этой задаче.
В новом сезоне конкурса, который стартовал в ноябре этого года, переработана механика и расширен призовой фонд: заявки, победившие в пяти основных номинациях конкурса, получат гранты в 300 тыс. руб. на развитие проектов, а гран-при конкурса составит 1 млн руб. Номинации второго сезона могут быть в сфере детского, любительского или адаптивного спорта. Подать заявку можно на официальном сайте конкурса до 21 января 2022 года.
У конкурсов и акселераторов есть и еще одна полезная сторона: они помогают «отжать воду» из проекта и убрать идеальную картинку, скрывающую дыры в финансах, ценообразовании, бизнес-модели, маркетинге, команде. Если в конкурсе «Ты в игре» участник прошел отбор, попал в шорт-лист, полуфинал или финал — это сигнал, что авторы провели работу по грамотной упаковке проекта.
Зачастую популярными стартапами становятся простые и понятные идеи, которые способны вдохновить огромное количество людей прийти в сферу спорта и здоровья. Например, победителем прошлого сезона «Ты в игре» стала детская следж-хоккейная (хоккей на санях) лига из Москвы. Проект развивает адаптивные виды хоккея в России: сегодня лига включает в себя 30 команд в 25 регионах России, из них 25 команд по следж-хоккею, четыре команды по хоккею для незрячих и две команды по специальному хоккею для детей с особенностями развития интеллекта.
Среди финалистов были и цифровые решения в спорте: второе место в конкурсе заняло мобильное приложение Run with Zippy из Якутии. Это беговой трекер и шагомер с интерактивным питомцем, который работает по принципу «тамагочи». Если пользователь не занимается спортом, персонаж может потолстеть или впасть в депрессию. Эмоциональная взаимосвязь с персонажем увеличивает психологическую мотивацию к занятиям и помогает сделать их регулярными.
Не менее интересный проект занял третье место конкурса — Crimea X Run из Крыма. Он представляет собой многодневный трейл по крымской природе. Участники каждый день стартуют и финишируют в новом месте и за пять дней пробегают дистанцию длиной порядка 170 км. Победителем народного голосования в конкурсе «Ты в игре!» в прошлом году стал проект «Тропа Героев» из Орловской области. Это забег с препятствиями без конкуренции — собственная история личностного роста для каждого участника.
Примеры показывают, что стать популярной может любая интересная идея, если ее грамотно реализовать. А места на отечественном рынке спортивного бизнеса хватит всем.