Владимир Мельников: «Я просто стал миллиардером — и все»
Перестройка стала выходом из тьмы в свет, из коммунизма — на свободу. Мне стало понятно, что все окончательно изменилось и что настанет свобода, когда Горбачев в мае 1985 года в рамках своей поездки в Ленинград подал руку простому рабочему, обычному человеку в толпе.
Я занимаюсь предпринимательством с 10 лет, ничем другим в жизни не занимался. Что мне дали эти открывшиеся возможности? Я просто стал миллиардером — и все.
В 1972 году коммунисты придумали громадную коррупционную сделку, которая дала толчок к неимоверной коррупции и в конечном счете привела к развалу нашей страны, — структуру цехов. Здесь все было построено не на создании предпринимательской среды, конкуренции и новой продукции, а на слиянии настоящих проходимцев, комсомольских работников (уже абсолютно безразличных к любым коммунистическим идеям, свободе и равенству), милиции и власти.
Страну развалил не Горбачев, а те, кто был под Ельциным, все эти главы республик. Ее развалили в том числе и те ребята, которые сейчас у власти. Многие нечестные люди тогда связались с властью и начали платить ей деньги за то, что она им помогала. Идеи не стало, только деньги. А настоящее предпринимательство — это наука, искусство, красивый сад или поле и, главное, урожай, который должен иметь как минимум две ценности — хорошее качество за лучшую цену. Нас же, свободных предпринимателей, сажали в тюрьму. Ведь мы всегда были как бельмо на глазу у любой серости, невежества и коррупции.
Путь к свободе предпринимательства был постепенным: сначала тюрьма, потом патенты, потом кооперативы, потом полная либерализация и рыночные отношения. Предприниматель должен видеть свободный рынок. Если он начнет заниматься коррупционными сделками, он так или иначе станет коррупционером.
Что стало с теми людьми, которые получили свободу? Всегда на новое чистое место приходят темные силы, которые стремятся все испачкать. Это нормально, так происходит во всем мире. Просто свободой надо уметь пользоваться.
Я вынес одно золотое правило со времен перестройки: надо работать в тех условиях, в которых ты живешь. Почему мы, предприниматели, настолько ценя свободу, не так часто ходим на демонстрации за права человека, например? Мы сами, своим примером, в любых условиях являемся знаменем свободы. Как сказал русско-американский экономист, получивший Нобелевскую премию, Василий Леонтьев, «только спекулянты и предприниматели спасли русскую экономику во время коммунизма».
Представляете, вы сидите в тюрьме, а потом выходите на поселение. Вы ходите на работу без конвоя, но спать возвращаетесь в тюрьму. Вот что такое начало перестройки. Это был такой глоток свежего воздуха для думающего человека.
Но Горбачев был прав, когда хотел делать все поэтапно. Сейчас, с высоты пройденных лет, мы все видим, к чему привели резкие перемены.