Битая иномарка: почему рано хоронить Volkswagen
Авария с потерпевшими
История с Volkswagen открывает перед нами новую страницу автомобильной истории. Безупречная репутация подмочена, своей отставкой теперь уже бывший глава компании Мартин Винтеркорн признал факт фальсификаций или по крайней мере свою ответственность за них. Потеряна треть капитализации автогиганта, теряют и конкуренты: 4–6% — плата за риск, что что-то похожее может вскрыться и у них.
Дорого ли стоит сегодня репутация автомобильного гиганта? Из-за скандала Volkswagen потерял €20 млрд капитализации — это много, текущая капитализация компании составляет €52 млрд. Теперь эта история станет неотъемлемой частью имиджа компании. Говорим Volkswagen — вспоминаем это темное пятно биографии, и это станет клеймом на всю жизнь. Это неоспоримый факт.
Аналитики-алармисты будут сейчас предрекать скорую гибель огромной компании и говорить о том, что инцидент положит начало новому экономическому кризису в еврозоне. Здесь каждое седьмое рабочее место приходится на отрасль автомобилестроения, так что влияние действительно может оказаться существенным. Но разве кто-то сказал, что Volkswagen делает плохие автомобили? Потребители перестали на них ездить? Смертельно ли это для компании? Отнюдь нет. Наличие греха — тоже часть жизни, а не признак скучной и никому не интересной святости.
Вот несколько цифр в подтверждение того, что ни мир, ни Volkswagen не рухнут после известных событий. Никакого банкротства ждать не стоит — максимальная сумма штрафа, который грозит Volkswagen, из-за нарушения американского закона о чистоте воздуха, составляет $18 млрд.
Судя по отчетности компании, на конец второго квартала 2015 года запас наличных денег и краткосрочных вложений превышал $35 млрд. Даже если представить самый плохой сценарий, не предполагающий судебных побед, поддержку правительства и просто смягчающие обстоятельства, на выплату штрафа будет взят кредит или привлечены средства за счет выпуска облигаций, на комфортных условиях и по известно низкой европейской ставке. Исходя из доходностей текущих облигационных выпусков Volkswagen без особых проблем сможет привлечь, например, пятилетние средства в евро по ставке около 2% годовых, и их с радостью выкупит большинство европейских банков. У компании по-прежнему международные кредитные рейтинги на уровне А, но даже понижение до инвестиционного уровня BBB сохранит отличные возможности привлечения средств на рынке.
Не стоит переоценивать склонность европейской цивилизации к саморазрушению. Да, безусловно, понятия европейской системы ценностей требуют того, чтобы акционеры и держатели субординированных облигаций концерна Volkswagen понесли убытки, и они их уже понесли. Глава компании тоже поплатился за ошибку.
По пути Bank of America
Скорее всего, потенциальный объем штрафов и расходы, связанные с урегулированием данной ситуации, окажутся ощутимо меньше апокалиптических прогнозов.
Рынок «старшего» несубординированного долга, выплаты по которому в случае банкротства идут в первую очередь, холдинга Volkswagen не демонстрирует никаких сомнений в долгосрочной платежеспособности концерна — классические облигации компании не рухнули так же, как котировки. При этом субординированный «младший» долг (эти облигации потеряли в цене около 25%) будет с высокой вероятностью принудительно конвертирован в капитал. Впрочем, в этом и состоит функция «субордов» — это страховка компании на случай снижения капитала, и их держатели, в общем-то, должны были быть готовы к такому развитию событий.
Самый вероятный сценарий таков: судебные тяжбы станут массовыми и будут продолжаться несколько лет, как это было с банками США, которых обвиняли в махинациях с ипотечными облигациями, ставшими причиной возникновения финансового кризиса 2008–2009 годов. Крупнейший штраф в размере $16,6 млрд тогда согласился заплатить Bank of America за прекращение расследования.
В момент судебных разбирательств и после выплаты штрафа Bank of America работал в обычном режиме и продолжает это делать сейчас. В настоящий момент это третий по величине банк в США и одна из «голубых фишек» американского фондового рынка. Былые грехи забыты. Похожий сценарий приемлем и для нынешнего дела и вполне устроит Volkswagen.
Пит-стоп
Компания вряд ли обанкротится, но смогут ли многочисленные конкуренты обогнать застрявшего на обочине гиганта? Возможно, некоторое преимущество получат производители автомобилей, использующих альтернативную энергию, вроде Tesla. Им датчики, занижающие показатели выбросов, точно не нужны. Но даже по самым оптимистичным прогнозам их доля рынка в ближайшие пять лет может достичь лишь 5–7% — слишком много вопросов им еще надо решить и большой путь предстоит пройти. Инфраструктура для электрокаров еще не создана в большинстве стран мира.
Вряд ли станет эта история драйвером роста продаж конкурентов Volkswagen из Кореи или Японии. Проблемы или огрехи будут с завидным постоянством появляться у всех крупнейших игроков. Массовые компании по отзыву автомобилей стали в отрасли нормой. Это общий удар по репутации автопрома.
В общем, Volkswagen ожидают серьезные испытания, мы станем свидетелями разоблачающего шоу, которое может продлиться несколько лет, а акции автопроизводителей всего мира ждет высокая волатильность. Вероятно, что все апокалиптические сценарии уже заложены в котировки. Если вы готовы инвестировать надолго, не забывая и о классических принципах диверсификации, сейчас неплохое время для входа в капитал автогиганта.