Миф о балалайке: как развивать туризм в России?
Россия для туристов
Если верить статистике, Россия становится все более привлекательным направлением для иностранных туристов. По данным Росстата, рост въездного туризма за последние девять месяцев 2015 года составил 13,4% — самый большой показатель с 2008 года. Половину въездного потока обеспечили граждане Китая, Германии, США, Турции и Великобритании.
Мы в OneTwoTrip тоже зафиксировали рост интереса со стороны интуристов: в январе 2016 года в сравнении с январем 2015-го спрос на поездки в Россию из Китая вырос в два раза, на 75% увеличилось количество бронирований из Франции, на 45% — из Италии и Казахстана, на 25% — из Испании и Израиля. Плюс из-за относительно низких цен в валюте Москва стала привлекательной транзитной точкой для путешествий из Азии в Европу и наоборот.
Все это происходит на фоне значительного спада выездного туризма: поток россиян, выезжающих за границу, за первые девять месяцев 2015 года уменьшился на 31%, до 9,99 млн человек, согласно Ростуризму. А по данным Росавиации, пассажиропоток российских перевозчиков на международных маршрутах по итогам 2015 года сократился на 15,8%, до 39,5 млн человек.
Возможно, наконец настал тот момент, когда Россия может стать привлекательным местом для путешественников? Разберемся, что у нас для этого есть, а чего не хватает.
Сильные стороны
Чтобы их понять, рассмотрим основные параметры, по которым туристы обычно выбирают поездку: удобство дороги, проживание, цены и наличие сервисов для удобного бронирования и планирования путешествия.
Первое — логистика и авиасообщение. Между крупными российскими городами авиасообщение налажено неплохо: аэропорты Москвы, Санкт-Петербурга и городов-миллионников принимают ежедневно сотни рейсов из всех стран мира. Да и цены радуют: согласно нашим данным, международные перелеты в Россию или не подорожали, или подорожали незначительно, а внутренние рейсы вообще подешевели на 25–30% по сравнению с 2015 годом.
С железнодорожным транспортом дела обстоят хуже: в Санкт-Петербург из Москвы можно добраться на комфортабельном и быстром «Сапсане», в Нижний Новгород — на «Стриже», но два хорошо налаженных маршрута в западной части страны — капля в море в масштабах всероссийского туризма. К чемпионату мира по футболу собираются построить высокоскоростную магистраль Москва — Казань, отремонтировать дороги, облагородить аэропорты в небольших городах и построить новые. Но это будет готово только к 2018 году, а благоприятная для въездного туризма ситуация сложилась уже сейчас.
Второй пункт — проживание, с которым, в общем, не все плохо и есть большой прогресс в крупных городах. В Москве можно остановиться в «Ритце» за 15–20 тыс. руб. за ночь или в хостеле в центре города за 500–1000 руб. (что в среднем значительно дешевле, чем в Европе или США).
Выбор ресторанов и кафе с огромным разбросом цен тоже велик. То же самое есть и в Санкт-Петербурге, плюс подтянулись Сочи и несколько миллионников, в частности Екатеринбург. Но многие эти города уже сейчас перегружены из-за увеличившегося внутреннего турпотока. В декабре и январе мы зафиксировали колоссальный спрос на билеты и отели в Сочи и Красной Поляне. По данным Ростуризма, в этом году на новогодние каникулы Красную Поляну и город на Черном море посетили более 390 тыс. туристов из России и со всего мира, но справится ли город, например, с миллионным потоком?
Третий пункт — достопримечательности, этого в России с избытком. Помимо Москвы, Санкт-Петербурга и Сочи у нас много красивых городов и уникальных природных мест: Байкал, Камчатка, Эльбрус, Старая Русса, Карелия... Но большинство наших курортов пока подходит либо для любителей экстремального отдыха в суровых условиях, либо на фоне увеличившегося внутреннего турпотока просто не в состоянии принять еще и иностранных гостей.
Четвертый и один из самых важных для туриста параметров — цена. Этот фактор также играет в пользу отдыха в России иностранных граждан благодаря выгодному курсу валюты. Например, десятидневное путешествие в Танзанию с сафари и посещением озера Виктория обойдется минимум в $5 тыс., включая перелет. Поездка на те же десять дней на Байкал будет стоит около $2 тыс. — это с перелетом, проживанием, трансфером и гидом. Гейзеры и вулканы можно посмотреть в Исландии за $3 тыс., а можно на Камчатке за $1,5 тыс.
И наконец, последний параметр — простота бронирования. С этим все хорошо: сегодня существует ряд онлайн-сервисов для планирования путешествий, через которые можно найти наиболее подходящие перелеты и отели, купить билеты на поезд или арендовать машину. И иностранные туристы вряд ли встретят на пути много проблем.
Чего нам не хватает
Во-первых, очень не хватает упрощенного визового режима. Сейчас гражданин США за однократную визу в Россию, которая позволит въехать в страну на 30 дней, должен выложить $160, Великобритании — £50, Китая — $50, Италии, Испании и Франции — €35. Все это страны, жители которых тратят на путешествия много денег.
В начале марта глава Ростуризма Олег Сафронов предложил сократить стоимость однократной визы для посещения России в 3–4 раза, до $20–30. По его мнению, это позволит увеличить въездной туристический поток на 20–30%.
Кроме того, в начале марта стало известно, что Россия ведет переговоры с 40 странами об облегчении визового режима и с 24 странами о полной отмене виз. Правда, списка стран в открытом доступе нет, поэтому делать слишком оптимистичные выводы еще рано.
Вторая проблема — отсутствие продвижения России как привлекательной для туристов страны. Многие европейцы и американцы сложили свое представление о нашей стране на основе известных и не самых приятных стереотипах. На мой взгляд, отчаянно не хватает популяризации России как благополучного тревел-направления. Посмотрите туристические ролики Кипра и Иордании, которые крутят на центральных российских каналах. Или красивейшее промовидео Грузии, ставшее суперуспешным в сети Facebook. Правительство Марокко собирается потратить на рекламную кампанию $2 млн. Нам тоже надо действовать: снимать ролики, показывать наши достопримечательности и рассказывать о себе. Чтобы Россия для иностранных туристов не была страной двух городов (Москвы и Санкт-Петербурга) и далекой и страшной Сибири.
С отсутствием позитивного туристического имиджа страны тесно связана еще одна проблема — проблема безопасности. Путешествия в Россию окутаны таким количеством мифов, что ни иностранцы, ни порой сами россияне не уверены, что путешествовать по нашей стране безопасно.
Позитивные изменения есть и здесь. В конце прошлого года открылись первые офисы Visit Russia — проекта, направленного на национальный туристический маркетинг. Офисы уже есть в Берлине, Хельсинки и Пекине, на очереди Дубай, Рим и Мадрид. Будем надеяться, только офисами в крупных городах дело не ограничится.