Меньше свалок: как запустить в России переработку мусора
Одна из серьезных современных проблем — это объем мусора, который мы генерируем. В среднем один россиянин в год производит до 400 кг коммунальных отходов. В ЕС в 2019 году было произведено 502 кг муниципальных отходов на душу населения (данные Eurostat). Около половины того, что оказывается в наших мусорных баках, — это упаковка. До недавнего времени почти весь бытовой мусор складировался на полигонах, создавая огромные искусственные холмы. Пищевые отходы, разлагаясь, выделяют метан, который не только плохо пахнет, но еще и горит. Во время таких пожаров выделяются токсичные вещества, в том числе диоксины.
Согласно данным Счетной палаты РФ, свалки на территории России занимают 4 млн га. Эта цифра вполне сопоставима с размером некоторых стран, например Швейцарии (4,12 млн га). Площадь мусорных полигонов можно и нужно сократить. То, что сегодня выбрасывается, при ином подходе может стать ценным вторичным ресурсом.
Устранить привязку развития страны к потреблению невозобновляемых ресурсов позволяет экономика замкнутого цикла. Эта система направлена на сохранение природного капитала, построена на стремлении сохранить ценность товаров и ресурсов как можно дольше путем их вовлечения во вторичное использование. Пластик, бумага, металл, стекло должны проходить несколько циклов переработки. Для этого наряду со снижением избыточного потребления необходимо развивать устойчивое производство новых товаров из вторсырья.
В 2019 году 48% муниципальных отходов в ЕС были переработаны (переработка материалов и компостирование), с 1995 года уровень захоронения отходов в ЕС снизился с 61 до 23%, по данным Eurostat. Согласно тем же данным, ведущий переработчик коммунальных отходов в Европейском cоюзе, Германия, в 2019 году переработал 67% отходов. На втором месте — Словения с коэффициентом рециркуляции 59%.
Сокращение европейцами доли неперерабатываемого мусора отчасти можно объяснить внедрением специальных норм законодательства, например директивы 62/1994 «По упаковке и отходам от упаковки» от 31 декабря 1994 года. Согласно ей, уже к 2001 году государства-члены должны были вовлечь во вторичный оборот 50% всей упаковки, поставляемой на рынок, а к 31 декабря 2008 года — 60%.
Кроме того, директива 31/1999 «По полигонам захоронения отходов» от 26 апреля 1999 года предусматривала, что государства-члены обязаны сократить количество биоразлагаемых муниципальных отходов, поступающих на свалки, до 75% к 16 июля 2006 года. Это привело к тому, что страны-участницы стали реализовывать стратегии по недопущению отправки органической фракции муниципальных отходов на свалку.
Выступая перед депутатами Государственной думы с ежегодным отчетом, Михаил Мишустин уделил особое внимание переходу к экономике замкнутого цикла, сообщив, что правительство будет стимулировать бизнес к отказу от продукции, которая не подлежит переработке, а также стимулировать увеличение экоупаковки.
В национальном проекте «Экология» предусмотрены мероприятия по созданию мощностей по обработке ТКО и утилизации отходов и фракций. В качестве целевого показателя установлено увеличение доли твердых коммунальных отходов, направляемых на утилизацию, — 36% к 2024 году. В 2019 году введены в эксплуатацию объекты по обработке ТКО мощностью 3,7 млн т и объекты по утилизации ТКО мощностью 1,8 млн т.
Дополнительно для создания экономики замкнутого цикла необходимы мероприятия, направленные на сокращение объемов отходов, в том числе стимулирование населения к использованию многооборотных товаров и тары, а также к раздельному сбору мусора.
Кроме коммунальных отходов существуют еще промышленные, строительные, отходы сельского хозяйства. Значительная часть отходов в этих отраслях может быть использована в смежных производствах. Для этого вводится понятие побочного продукта, который получается при производстве основного.
Так, согласно отчету EPA Recycling Economic Information (REI), в 2012 году переработка материалов C&D (отходы сноса и строительства) в США создала 175 тыс. рабочих мест. В 2018 году в Соединенных Штатах было произведено 600 млн т мусора C&D, из них чуть более 455 млн т вовлечено во вторичный оборот.
Сегодня появляется множество новых технологий, позволяющих перерабатывать вторичный продукт и получать востребованную продукцию, в том числе и для поставок на экспорт. Государственная поддержка научных разработок, государственный заказ на подобную продукцию создадут новый рынок с дополнительными рабочими местами.