Перейти к основному контенту
Дискуссионный клуб ,  
0 
Эксклюзив
Владимир Мау

Вызов для правительства: антикризисные меры и структурная модернизация

Владимир Мау
Владимир Мау (Фото: предоставлено пресс-службой РАНХиГС)

Вот уже год мы живем с коронакризисом. За это время наша страна вместе со всем миром прошла важный путь в осознании природы этого вызова и выработке мер противодействия ему — мер медицинских, экономических, социальных. Впервые за многие десятилетия мир столкнулся не с экономическим кризисом, а, по сути, с природным катаклизмом, который имел, впрочем, очень серьезные экономические последствия. Пандемия привела к комбинации внутренних и внешних шоков, которые затронули одновременно и потребительский спрос, и предложение товаров и услуг, что привело к столь значимым последствиям для экономики и общества.

Итоги прошедшего года борьбы с этим уникальным кризисом обсуждались на встрече Владимира Путина с министром экономического развития Максимом Решетниковым.

Оперативные и жесткие ограничительные и санитарно-эпидемиологические меры, введенные в России в 2020 году, позволили существенно замедлить распространение новой коронавирусной инфекции.

Комплексный подход по поддержке экономики и населения стал основой борьбы с социально-экономическими последствиями кризиса. Правительство России последовательно приняло три антикризисных пакета мер поддержки общим объемом 4,6% ВВП, адресованных населению и бизнесу. Это был беспрецедентно большой набор решений, что, впрочем, вполне соответствовало масштабу проблемы. Перечислим только некоторые из них: кредиты для бизнеса на выплату зарплат сотрудникам; прямая финансовая помощь бизнесу; отсрочка и снижение налоговых и страховых платежей; программа помощи доступа к кредитам для МСП; отсрочка и освобождение от арендных платежей; снижение административной нагрузки; снижение непроизводственных издержек бизнеса; поддержка системообразующих предприятий. Центральное положение занимали меры по поддержке доходов населения и занятости. Среди наиболее значительных с точки зрения финансирования мер можно отметить налоговые льготы и льготное кредитование компаний при условии сохранения занятости.

В кратчайшие сроки был разработан «Общенациональный план действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения». Его приоритетами стали адресная поддержка населения, в первую очередь семей с детьми, а также помощь малому и среднему бизнесу.

Целью Общенационального плана является выход на траекторию устойчивого развития и реализация национальных целей. План, рассчитанный до конца 2021 года, должен обеспечить рост реальных доходов населения и снижение безработицы до уровня не более 5%.

Важной задачей любого правительства является сочетание антикризисных мер с реализацией задач структурной модернизации. В настоящее время это тем более важно, а, например, глобальный кризис 2008–2009 годов не сопровождался структурными мерами. От него удалось тогда откупиться или благодаря накопленным резервам (как в России), или путем резкого наращивания госдолга (как в ЕС и США). Но структурный кризис нельзя отменить. Его можно только отсрочить. И сейчас эти задачи стоят перед правительством вновь.

Правительство России, как представляется, в полной мере осознает этот вызов и намерено решать эти задачи. В настоящее время антикризисные меры органично совмещаются с системными, имеющими долгосрочное значение. Основываясь на опыте борьбы с последствиями кризиса 12-летней давности, правительство воспользовалось в какой-то мере ситуацией с кризисом 2020-го, чтобы запустить, ускорить и структурные реформы, которые, одновременно создавая задел на будущее, являлись и частью антикризисных программ поддержки занятости и бизнеса. Одновременно разрабатывается и долгосрочная (десятилетняя) стратегия развития страны.

Общенациональный план уже сейчас принес значимые результаты. Если, согласно майской версии прогноза Минэкономразвития России, по итогам 2020 года ожидалось падение ВВП на 4,8% (МВФ прогнозировал 6,6%), а обновленная в конце августа версия предусматривала уже 3,9%, то, по первым оценкам Росстата, снижение ВВП по факту составило 3,1%. То есть даже с учетом относительно невысокого по сравнению с другими странами объема поддержки экономики (по расчетам Минфина России и оценкам МВФ он составил около 4,6% ВВП с учетом косвенных мер), Россия прошла 2020 год лучше. Для сравнения: в Германии, где бюджетные антикризисные меры оцениваются в 39,1% ВВП, снижение реального ВВП по итогам 2020 года составило 5,4%, во Франции — 22,6% и 9% соответственно, в США — 18,6% и 3,4%, в Великобритании — 30,2% и 10%.

Более того, в конце 2020 года у нас уже наблюдалась положительная динамика в ряде ключевых отраслей: в обрабатывающей промышленности в декабре прирост составил 4,4% к декабрю прошлого года, в сельском хозяйстве — 1,5%, рост также был отмечен в пищевой, легкой промышленности, деревообработке, химии. В сельском хозяйстве прирост составил 1,5%. В декабре 2020 года уровень безработицы по методологии МОТ снизился до 5,9%. Важнейшую роль, безусловно, сыграли меры адресной поддержки семей с детьми, увеличение размера пособий по безработице, а также переход к новым принципам установления прожиточного минимума и минимального размера оплаты труда.

В 2020 году льготные кредиты бизнесу при условии поддержки занятости позволили, по разным оценкам, сохранить от 5 млн до 6 млн рабочих мест. Решения, направленные на защиту и поощрение капиталовложений, станут драйвером инвестиционной активности в стране.

Реализация Общенационального плана проходит в три этапа. В настоящее время мероприятия направлены на обеспечение восстановительного роста экономики и доходов граждан, недопущение ухудшения санитарно-эпидемиологической обстановки. Затем будут реализованы задачи, нацеленные на активный рост экономики и устойчивый рост реальных доходов населения. Согласно текущим прогнозам, рост российской экономики в 2021 году ожидается на уровне 3% (МВФ) или 3,3% (Минэкономразвития России).

В заключении позволю себе парадокс, хотя и вполне очевидный. Отнюдь не экономические проблемы являются главными детерминантами экономического развития. Его устойчивость в огромной мере зависит от факторов неэкономических, прежде всего повышения уровня доверия в обществе. Из пандемии мы должны выйти с гораздо более высоким уровнем доверия, чем вошли в нее, и это будет залогом успешности решения социально-экономических проблем, которые стоят перед страной.

Об авторе
Владимир Мау Владимир Мау ректор РАНХиГС
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.


 

Лента новостей
Курс евро на 23 ноября
EUR ЦБ: 107,43 (+1,35)
Инвестиции, 22 ноя, 17:36
Курс доллара на 23 ноября
USD ЦБ: 102,58 (+1,9)
Инвестиции, 22 ноя, 17:36
В отеле Киева в результате стрельбы погиб мужчинаОбщество, 02:01
CNN узнал о возможной слежке Китая за 150 американскими политикамиПолитика, 01:56
Над Курской областью сбили две ракеты и 27 дроновПолитика, 01:50
Захарова ответила на слова Подоляка о существовании ракеты «Орешник»Политика, 01:48
В Греции произошла стычка местных коммунистов с украинскими активистамиПолитика, 01:28
Путин упростил регистрацию прав на машино-места в паркингахОбщество, 00:54
WP сообщила о конфликте с рукоприкладством между членами команды ТрампаПолитика, 00:41
Онлайн-курс Digital MBA от РБК Pro
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
Как проходит интеграция ВТБ и «Открытия»РБК, ВТБ и Открытие, 00:35
Меркель заявила, что Запад и Киев должны будут пойти на диалог с РоссиейПолитика, 00:24
Крупнейшая партия парламента Швейцарии выступила против помощи УкраинеПолитика, 00:16
Novinky узнал число зарубежных политиков в Киеве на саммите по зернуПолитика, 00:01
«В партере Ян бы не победил». Что говорят о бое россиянина в UFCСпорт, 00:00
На каких условиях семьи с детьми могут купить жилье в новостройкеРБК и ПИК, 23 ноя, 23:56
Советник Зеленского заявил, что российской ракеты «Орешник» не существуетПолитика, 23 ноя, 23:54