«Круги по воде»: какой эффект дает господдержка отстающих регионов
В 2020 году были утверждены индивидуальные программы социально-экономического развития отстающих регионов. Это одна из немногих в новейшей истории России попыток подойти к решению их проблем системно.
Разберемся на примере конкретного региона, Республики Алтай, насколько заявленные мероприятия адекватны его положению, а выделенные ресурсы — достаточны для кардинального улучшения ситуации.
Индивидуальная программа социально-экономического развития Республики Алтай была утверждена в апреле 2020 года, в разгар пандемии. Готовилась программа долго и уже после утверждения дважды корректировалась. Автору довелось поучаствовать в одном из совещаний по ее подготовке в Горно-Алтайске еще летом 2019 года. План мероприятий программы включает 47 пунктов, сгруппированных по трем направлениям: «Обеспечение опережающих темпов экономического развития» (меры по развитию сельского хозяйства, промышленности, туризма, малого бизнеса и транспортной инфраструктуры), «Повышение качества и безопасности среды для жизни» (меры по развитию инженерной и коммунальной инфраструктуры), «Развитие социальной сферы» (мероприятия по развитию инфраструктуры образования и здравоохранения).
Общий объем заявленных ресурсов на реализацию плана — чуть более 5 млрд руб. на пять лет, то есть в год — по 1 млрд руб. из федерального бюджета и 10,1 млн руб. из регионального. Много это или мало? По итогам 2019 года объем расходов консолидированного бюджета Республики Алтай составил 24,4 млрд руб. Получается, что ежегодные расходы на реализацию индивидуального плана условно добавляют бюджету дополнительные 4,1%. Это, вероятно, лучше, чем «ничего»: на 1 млрд руб. в год можно сделать очень много в небогатом регионе. Но сумма не выглядит достаточной для «прорыва».
В условиях, когда ресурсы невелики, основной запрос — на качество мер поддержки и их адресность. Самыми эффективными могут стать меры, которые «запускают круги по воде» — подталкивают реализацию проектов в смежных отраслях либо дают региону возможность пользоваться мерами государственной поддержки, которые ранее были для него недоступны. И в индивидуальной программе Республики Алтай мы как раз видим такие «круги».
Одной из главных проблем всех высокодотационных регионов оставался дефицит бюджетных средств на разработку проектно-сметной документации (ПСД), без которой они фактически не могли рассчитывать на получение обычных мер государственной поддержки в национальных проектах и государственных программах.
В программе для Республики Алтай предусмотрены средства на разработку ПСД для строительства инфраструктуры газоснабжения (и, кстати, средства на само строительство), водоснабжения и водоотведения, документацию для проектов по комплексному развитию сельских территорий, а также для проектов школ, общежития, перинатального центра, онкологического диспансера. Отдельно прописаны средства на планирование развития туристических территорий. Около 1/6 всех средств программы направлены именно на разработку ПСД под получение последующего финансирования. После разработки этих документов регион уже сможет идти «обычным путем» за деньгами федерального бюджета на реализацию этих проектов.
Развивать туризм предлагается прежде всего через решение проблем транспортной доступности. Обычно в сфере туризма главный видимый эффект приносит создание объектов туристической инфраструктуры и средств размещения. Но у путешествий в республике есть специфика: высокую долю занимает экологический туризм — походы, сплавы, посещение природных парков. Зимой основным становится горнолыжный отдых. Туристы в регионе стремятся к природным объектам, а не в гостиницы с тысячами номеров. Одной из главных статей расходов на отдых становится стоимость билета. Железной дороги нет. На автомобиле могут добраться только жители соседних регионов Сибири. Поэтому особую важность приобретает авиационный транспорт.
Есть две главных проблемы — стоимость перелета и состояние аэропорта, его готовность принимать туристов. Решение для первой проблемы предусмотрено. В плане заложены приличные средства на субсидирование авиаперевозок (311 млн руб. за пять лет). Со второй проблемой уже сложнее. В программе заложены меры по приданию аэропорту статуса международного, но вот ресурсов на его дальнейшее развитие пока не выделено.
Кроме того, в программе предусмотрены 120 млн руб. на продвижение турпродукта Республики Алтай.
Самым дорогостоящим мероприятием программы станет создание и развитие индустриальных парков и технопарков. На это планируется потратить 893,5 млн руб. до 2024 года, реализация должна начаться с 2021-го. Теоретически именно такие объекты позволят снизить затраты на ведение бизнеса. В реальной ситуации мера работает далеко не всегда. Почти во всех регионах страны такие парки уже действуют, и понять, чем именно Республика Алтай будет привлекать новых резидентов, пока сложно.
Первое мероприятие плана, которое должно быть реализовано до 2021 года, — создание преференциального режима на территории Республики Алтай. Это теоретически хорошая мера, которая должна позволить без дополнительных бюджетных расходов поддержать бизнес, снизить налоговую нагрузку. Но теория и практика часто расходятся. Это очень хорошо демонстрирует опыт самой Республики Алтай, где создание игорной зоны не привело к значительным социально-экономическим эффектам.
Что еще заложено в программу? Лесоустройство, средства на поддержку строительства молочных ферм и переработки молока, дополнительные средства на строительство дамб и инженерную защиту населенных пунктов, капитальный ремонт школ и др. Россыпь мер по поддержке МСП — безусловно, важный вопрос для региона, в котором 21,7% занятых приходятся на малый бизнес.
Чего в программе нет? Решения больших инфраструктурных проблем региона (хотя они там и обозначены). Программа кардинально не поменяет транспортную ситуацию: кроме субсидирования авиаперевозок для туристов, других существенных мер не заложено. Несмотря на обозначенные проблемы в электроэнергетике (высокие тарифы, значительная доля изношенных сетей, большой уровень потерь в энергосистеме), фактически никаких решений не предложено.
Программа развития Республики Алтай похожа на попытку дать региону не «рыбу», а «удочку». Реальные эффекты программы можно будет увидеть через два-три года. И многое станет определяться тем, как регион будет «удочкой» пользоваться, — качеством и последовательностью управления изменениями, причем как у федерального «оператора», так и в самом регионе.