Выгоден ли России отказ от «Южного потока»
Можно предположить, что заявление Владимира Путина о прекращении работ по проекту «Южный поток» было сделано в понедельник с серьезными намерениями, а не только для того, чтобы подтолкнуть Еврокомиссию к предоставлению этому газопроводу исключительного монопольного статуса. Однако новая версия проекта, озвученная российским президентом и «Газпромом», порождает ряд вопросов и сомнений.
В целом предложение заменить украинский транзит турецким выглядит не слишком адекватным. Турки не раз демонстрировали своеобразный подход к услугам по транспортировке чужого газа – скажем, иранского или азербайджанского – через свою территорию, настаивая на схеме приобретения этого газа с последующей его перепродажей как турецкого.
Кроме того, в Турции уже начато строительство газопровода TANAP, который доставит азербайджанский, а в будущем и туркменский газ на греческую границу, откуда тот пойдет в Албанию и Италию по другой трассе – TAP. И очевидная судьба нового российского «Потока» – двинуться из Турции в Европу через Болгарию, то есть по тому самому маршруту, который Еврокомиссия желает регулировать в соответствии с антимонопольными правилами своего «третьего энергопакета». Ведь именно европейские комиссары, а отнюдь не болгары помешали газпромовским планам, когда потребовали приостановить проект, пока договоренности с российской компанией не будут приведены в соответствие с законами и правилами Евросоюза по обеспечению конкуренции в транспортировке энергоносителей.
В этом случае совершенно непонятно, что выигрывает «Газпром», добавляя в «Южный поток» еще одно звено – Турцию. Начало наземной европейской газотранспортной системы на турецкой земле с продолжением в Болгарию, Сербию, Венгрию и так далее подозрительно напоминает полузабытый проект Nabucco (так и не реализованный газопровод из Туркмении и Азербайджана в ЕС). Получается, что «Газпром» за свои средства построит для европейцев вожделенный газопровод, которым – как требует никем не отменяемый «третий энергопакет» – станут пользоваться и другие поставщики газа.
За право начать с Анкарой переговоры по такому предложению российский руководитель уже заплатил решением снизить для Турции цену на поставляемый ей российский газ. А стоит вспомнить еще затраты, которые уже понесены ради продвижения «Южного потока». На российской территории вовсю идет строительство наземного участка этой трубопроводной системы под названием «Южный коридор». Недавно «Газпром» в очередной раз объявил о резком росте стоимости проекта. А независимые эксперты оценивают полный бюджет российских отрезков трассы в суммы, начинающиеся с $37 млрд. Подрядчик по уже распределенным контрактам – компания «Стройгазмонтаж», принадлежащая Аркадию Ротенбергу. Он пока единственный, кто реально выиграл от проекта столь трудной судьбы.
Перенос трассы в Турцию означает значительный сдвиг сроков реализации проекта. Потребуются долгие и сложные переговоры, инженерные изыскания, проектирование и так далее, не говоря уже о неизбежных новых конфликтах с еврокомиссарами. Пока же российский газ будет по-прежнему попадать в центральную и южную Европу через Украину.
Остается отметить, что украинцы ни разу не нарушили условий транзита, обеспечивать который они должны не только по контракту между «Газпромом» и «Нафтогазом», но и по Договору к Энергетической хартии (хотя в Москве и звучали обвинения в нарушениях условий контракта по транзиту, европейские получатели российского газа не обнаружили в перебоях вины украинской стороны). Это ратифицированное Киевом международное соглашение обязывает Украину беспрепятственно пропускать через свою территорию чужие энергоносители при наличии технической возможности – что она и делает.