Спираль войны: как Европа и другие страны ответят на протекционизм Трампа
В начале марта президент США Дональд Трамп написал в своем Twitter: «Когда страна теряет много миллиардов долларов на торговле практически во всех странах, с которыми она сотрудничает, торговые войны — это хорошо. В них легко одержать победу». А 8 марта он подписал два указа о повышении ставок ввозных таможенных пошлин до 10% для алюминия и до 25% для стали. Новые ставки начали действовать с 23 марта для всех стран, за исключением Канады, Мексики, Австралии, Аргентины, Южной Кореи, Бразилии и стран ЕС. Изъятия действовали до 1 июня и могли быть продлены, если бы партнеры США согласовали альтернативные «удовлетворительные» (для Вашингтона) меры. Из всего списка стран договориться удалось пока только Южной Корее, которая пошла на уступки по доступу американских автомобилей на свой рынок в рамках пересмотра соглашения о свободной торговле с США и согласилась ограничить экспорт стали на американский рынок в размере 70% от физического объема, равного средней величине корейских поставок за период 2015–2017 годов.
Опасная торговля
Помимо финансовых потерь повышение пошлин было оправдано еще и соображениями национальной безопасности. Экономика США согласно тексту указа попала в зависимость от импорта алюминия и стали, которые необходимы для решения ключевых военных задач, и в случае чрезвычайной ситуации в стране США не смогут удовлетворить нужды оборонной промышленности за счет внутреннего предложения.
Действия США вызвали критику в мировом торговом сообществе, в том числе и на неформальной министерской встрече ВТО, состоявшейся 31 мая в Париже. Страны недовольны не только нарушением США ключевых принципов ВТО, но и отсылкой к защите национальной безопасности. Злоупотребление данным исключением в случае мер явно протекционистского характера (фактически введение ограничений без экономического обоснования) создает опасный прецедент.
Членов ВТО смущает и давление США на другие страны под угрозой ужесточения торговой политики. Комиссар ЕС по торговле Сесилия Мальмстрем заявила, что «в ЕС не считают правильным вести переговоры в таком формате и не пойдут на уступки до тех пор, пока не получат изъятия по повышенным ставкам ввозных таможенных пошлин на постоянной основе». Представители ЕС отметили, что готовы действовать в ответ на ограничения США, но это будет сделано в правовом поле ВТО.
Ответ Европы
Еще 22 марта комиссар ЕС рассказала о трех направлениях ответных мер на действия США. Первое из них — инициирование спора в ВТО. В Брюсселе уверены, что о защите национальной безопасности речи не идет. США, по сути, приняли специальные защитные меры. Такие меры разрешены правилами ВТО, но их можно применить по отношению к товару, импорт которого резко вырос и начал угрожать национальному производству. США не представили доказательств наличия такой ситуации, не провели предварительных консультаций с заинтересованными сторонами и не уведомили своевременно о своих действиях, как требуют правила ВТО. 1 июня ЕС запросил консультации с США, в случае, если они не дадут результата, ЕС может инициировать спор в рамках ВТО.
Второй блок ответных мер ЕС предполагает, что тарифные ограничения в США повлияют на товарные потоки и приведут к резкому росту импорта на территорию ЕС. В этом случае уже Евросоюз может воспользоваться правом для введения специальных защитных мер. 26 марта ЕС инициировал расследование о возможностях введения специальных защитных мер в отношении стали. Аргументом послужило то, что в 2013–2017 годах импорт стали в ЕС вырос с 17,8 млн до 29,3 млн т, а доля производителей из стран — членов Союза сократилась. Если все требования будут соблюдены, можно ожидать, что в течение девяти месяцев ЕС повысит ставки ввозных таможенных пошлин на всю импортную сталь. А если ситуация будет сочтена «критической», временные защитные меры могут быть введены и раньше.
Наконец, третий блок мер предусматривает повышение ЕС ввозных таможенных пошлин на ряд чувствительных для США товаров. 18 мая ЕС информировал членов ВТО о введении против США ответных балансирующих мер в размере возможного ущерба для экономики ЕС. Европейские чиновники оценивают его в $1,6 млрд. Чтобы компенсировать потери, ЕС планирует на 25% повысить пошлины на ряд товарных групп, среди которых: сахарная кукуруза, рис, апельсиновый сок, некоторые сорта виски, джинсы, мотоциклы, моторные лодки, суда и яхты. Предполагается, что повышение пошлин вступит в силу с 20 июня 2018 года.
Удар по Трампу
Список американских товаров, на ввоз которых ЕС угрожает повысить таможенные пошлины, неслучаен. Большинство из них производится в штатах, традиционно голосующих за Республиканскую партию США. В ноябре 2018 года пройдут промежуточные выборы в сенат, на которых будут «разыгрываться» в том числе девять мест, принадлежащих сенаторам-республиканцам. Партия Трампа может потерять не более одного, иначе не сохранит простое большинство в сенате. Эти выборы будут оказывать серьезное влияние на дальнейшие действия президента США в разворачивающейся торговой войне. Уже сейчас целый ряд видных представителей Республиканской партии критикуют повышение тарифов на сталь и алюминий в отношении традиционных партнеров США — Канады, Мексики и ЕС.
Ввести аналогичные европейским ответные меры обещали также Россия, Индия, Япония, Турция, Канада, Мексика. Ответные меры Китая уже действуют со 2 апреля. Стороны оценивают ущерб от односторонних мер США как весьма серьезный (см. таблицу), но раскручивание маховика торговой войны приведет к еще большим потерям как отдельных стран, так и глобальной экономики в целом.
По сути, первопричиной торговой войны является кризис перепроизводства металлов, усилившийся из-за действий китайского правительства по поддержке убыточных производств. Меры по закрытию рынка со стороны США и ответные ограничения других стран могут привести к повышению цен на металлы, перераспределению торговых потоков, изменению структуры спроса-предложения и усугублению кризиса перепроизводства. Если даже ограничительные меры и приведут к положительным эффектам для отдельных экономик — то только в краткосрочной перспективе. Для решения общих структурных проблем необходима долгосрочная стратегия, а это возможно реализовать только за счет диалога и многостороннего взаимодействия.
Отдельная проблема — негативное отношение нынешнего руководства США к ВТО. Команда Трампа утверждает, что в своем текущем виде организация не позволяет эффективно бороться с «несправедливыми» торговыми практиками. По мнению США, ВТО уделяет все меньше внимания торговым переговорам и «становится организацией, ориентированной на судебные процессы», которые, в свою очередь, чрезвычайно затянуты и не дают возможности в разумные сроки урегулировать спорные вопросы. США считают, что нужно работать над совершенствованием ВТО, но война пошлин может стать слишком серьезным испытанием для многосторонней торговой системы.