Почему нужно спасти Грецию, чтобы спасти Европу
Греческий кризис можно было остановить
Недавний призыв президента США Барака Обамы облегчить жесткие меры, наложенные на Грецию, примечателен не только тем, что Обама одобрил позицию вновь избранного правительства Греции на переговорах с официальными кредиторами. Замечания Обамы представляют собой разрыв с давней традицией официального американского молчания в европейских денежных делах. В то время как ученые из Соединенных Штатов часто осуждали политику монетарного союза Европы, их правительство посмотрело на проблему иначе.
Те, кто критикует валюту евро или то, как она управляется, давно уже рисковали быть списанными со счетов как англосаксы или, еще хуже, как антиевропейцы. Премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер точно предвидела безрассудность европейского валютного союза. Гордон Браун, британский министр финансов, пошел по стопам Тэтчер. Когда его сотрудники представили тщательно обоснованные аргументы против вступления в зону евро, многие европейцы усмехнулись.
Именно поэтому заявление Обамы стало глотком свежего воздуха. Оно прозвучало через день после заявления канцлера Германии Ангелы Меркель, что Греции не стоит ожидать более серьезного долгового бремени и что она должна поддерживать политику экономии. Между тем после нескольких дней не слишком завуалированных угроз Европейский центральный банк может вот-вот урезать финансирование греческих банков. Блюстители финансовой стабильности усиливают риск дестабилизирующего набега на банки.
Вмешательство Обамы в интеллектуальную замкнутость Европы еще более примечательно тем, что даже Международный валютный фонд уступил навязанной немцами ортодоксии. Как сказала директор-распорядитель МВФ Кристин Лагард The Irish Times: «Долг есть долг, и это контракт. Дефолты, реструктуризация, изменение условий имеют последствия».
Фонд поддерживал злоключения с созданием еврозоны в 1990-х. В 2002 году директор Европейского департамента МВФ охарактеризовал фискальные правила, закреплявшие культуру постоянной строгой экономии, как «прочную основу». А в мае 2010 года МВФ одобрил решение европейских властей не взваливать потери на частных кредиторов Греции – шаг, который был отменен только после беспрецедентного бюджетного затягивания ремня, что ввело греческую экономику в ступор.
Задержки и ошибки в управлении греческим кризисом начались рано. В июле 2010 года Лагард, которая в то время была министром финансов Франции, признала ущерб, причиненный этими первоначальными задержками: «Если бы мы были в состоянии поработать [с долгом Греции] с самого начала, скажем, в феврале, я думаю, мы бы смогли предотвратить его наращивание». Даже МВФ признал, что было ошибкой не возлагать потери на частных кредиторов с самого начала; наконец, он сделал это только в июне 2013 года, когда ущерб уже был нанесен.
Кому должен – всем прощаю
Слишком много обвинений со всех сторон. Бывший министр финансов США Тимоти Гайтнер выступал за жесткую позицию по отношению к реструктуризации долга во время кризиса. В результате, несмотря на предупреждения со стороны нескольких директоров МВФ в мае 2010 года, что реструктуризация была неизбежна, США поддерживают европейскую позицию, что долг перед частными кредиторами должен быть выплачен в полном объеме.
Ли Бакхайт, ведущий юрист по проблемам суверенного долга, который руководил в конечном итоге реструктуризацией греческого долга в 2012 году, выступил с резкой критикой отказа властей смотреть в лицо реальности. По его словам, «трудно себе представить, что они сейчас соберутся с духом и примут решение, которое оттягивали, – значительную реструктуризацию долга; и это имеет ужасную цену для Греции, ее кредиторов и официальных поручителей».
Обама, возможно, с запозданием пришел к правильному выводу, но он выразил то, что должно быть очевидной правдой: «Нельзя держать в тисках страны, которые находятся в самом эпицентре депрессии».
Если слова Обамы способны возыметь эффект, он должен и дальше настаивать на той сделке, в которой Греция нуждается, – лучше простить слишком много долгов, чем слишком мало. Недавний анализ показывает, что прощение государственного долга Греции однозначно желательно, так как другая сомнительная сделка будет удерживать греческую экономику в депрессии, гарантируя повторение проблемы в скором времени. Если европейскую чувствительность нужно успокоить, то погашение греческой задолженности можно растянуть более чем на 100 лет.
В конце концов, прощение долга идет на пользу кредиторам в той же степени, что и должникам. Кредиторы понимали это как минимум с XVI века, когда испанский король Филипп II стал первым в мире злостным суверенным неплательщиком. Как сказал Иисус, «блаженнее давать, нежели принимать».
Европейским властям следует понять, что следующий акт греческой трагедии не будет ограничен Грецией. Если списание долга не произойдет, политическое недовольство будет распространяться, экстремистские силы будут набирать мощь и выживание самого Европейского союза может оказаться под угрозой.
© Project Syndicate 1995–2015