Правила не для всех: как побороть рентное государство в России
Годы без роста
Сколько бы умных слов ни было сказано про экономический потенциал России, мы будем упираться в замкнутый круг, построенный нынешним правящим режимом. В начале 2000-х правящая в России группа осознала достаточность объемов экспорта природных ресурсов для финансирования приемлемого уровня жизни в стране и уверила себя в долгосрочной позитивной динамике цен на сырье. Была принята идеология рентной экономики: бюджет держится на зарабатывании ренты, обеспечение населения происходит в виде распределения ренты, а политика сводится к борьбе за контроль над рентой. Идеология эта была удобна: власть контролирует ренту, а лишенные ренты претенденты на власть не в состоянии финансировать борьбу за нее.
В такой структуре власть должна противодействовать развитию альтернативных источников капитала, которые могут быть использованы для финансирования политической конкуренции. Мы наблюдаем это с середины 2000-х. Бездействием (отказ от реформирования правоохранительной и судебной системы, консервирование частью архаичных, а частью противоречивых законов и пр.) и действием — многократное изменение законов о бизнесе, установка завышенной налоговой нагрузки, монополизация, потворствование переходу бизнесов в руки неэффективных, но лояльных собственников, фактическое разрешение чиновникам и силовикам использовать независимый бизнес как источник обогащения и пр. — власть добилась низкого уровня независимой деловой активности и минимальной капитализации российской экономики.
Все было хорошо до «предательства» нефтяных цен, наложившегося на естественное в условиях отсутствия конкуренции снижение эффективности российской экономики. Сокращение рентного потока еще и потребовало роста затрат на поддержание лояльности беднеющего населения и ненасытных элит. Пропаганда, расходы на вооружения, ссоры с соседями и изоляция от наиболее ликвидных рынков — это лишь часть цены за сохранение лояльности масс и элит внутри государства. Даже по оценкам осторожных экспертов ВШЭ, если нефть удержится на $60–70 за баррель, России предстоят годы без экономического роста (скорее с падением ВВП даже в рублях), двузначной инфляции и медленного проедания резервов.
Попытка изменить ситуацию за счет финансовой накачки государственных монополий и холдингов лояльных олигархов обречена заранее. Неэффективность таких структур делает их неконкурентными на мировом рынке, а их владельцы и топ-менеджеры, при всей своей лояльности, предпочитают по возможности выводить полученные капиталы — они тоже понимают риски для бизнеса в России.
Экономика без политики
Решить проблему могло бы развитие независимого нересурсного бизнеса. Но необходимые условия для такого развития — кардинальные изменения в области правоприменения и в финансовой политике государства, а эти изменения (да и появление независимых капиталов) несут реальную угрозу существующей власти и потому не будут ей осуществлены.
Стране очень нужны инвестиции и независимый бизнес, но так, чтобы они не могли участвовать в борьбе за власть. Можно ли создать систему, при которой страна получает и капитал и бизнес от тех (и для тех), кто по определению не может в борьбе за власть участвовать?
Ответом на этот вопрос может быть специальный режим иностранных инвестиций, включающий выделение специальных предприятий с иностранными инвестициями (СПИИ), создание специальных территорий иностранного инвестирования и введение для части резидентов, в том числе граждан России, статуса «иностранного инвестиционного агента».
СПИИ можно считать все предприятия на территории России, в которых не менее 76% капитала и 51% долга проинвестировано иностранными инвесторами, а суммарный объем капитала составляет не менее, скажем, $10 млн (цифру можно и нужно уточнять). Таким предприятиям, равно как и всем нерезидентам России, должно быть запрещено любое участие в политической деятельности в России, в том числе финансирование такой деятельности, финансирование СМИ и некоммерческих организаций, кроме благотворительных фондов. СПИИ, нарушившие эти правила, теряют такой статус и становятся обычными компаниями. Сфера деятельности таких предприятий должна иметь ряд исключений: запрещены добыча полезных ископаемых, участие в оборонной промышленности, СМИ и других отраслях.
Особый режим для особых компаний
Для СПИИ должен существовать особый режим. Эти компании будут находиться под юрисдикцией специальных судов, создаваемых с широким привлечением иностранных юристов, и функционировать в специальном правовом пространстве, максимально приближенном к британскому праву. Это не должно вызвать проблемы, в частности потому, что количество таких компаний будет ограничено, на регион будет достаточно одного суда. Контракты между СПИИ и между СПИИ и компаниями-резидентами должны будут заключаться по этому праву. СПИИ будут иметь право подавать апелляции на решения таких судов в Лондонском арбитражном суде, чье решение будет считаться окончательным и обязательным.
Налоговый статус таких компаний также должен быть особым. Стоит обнулить для них налог на прибыль, реинвестируемую внутри компании, в другие СПИИ и в компании-резиденты России. Далее в зависимости от того, насколько хорошо пойдет процесс создания таких компаний, можно для его стимулирования снижать ставку НДС и уровень налогов на ФОТ. Отчетность СПИИ нужно привести в соответствие с британскими стандартами, исходить из налоговой презумпции невиновности и рассматривать налоговые иски к ним в тех же специальных судах.
Сотрудники и совладельцы СПИИ должны автоматически получать статус иностранного инвестиционного агента (ИИА). Для них нужно предусмотреть административную подсудность только аналогичным специальным судам, невозможность возбуждения уголовного дела против них по экономическим статьям, пока деяние и ущерб не будут доказаны в специальном суде для СПИИ, налоговую презумпцию невиновности на тех же условиях, что и для СПИИ, и ряд других прав.
С другой стороны, они не должны заниматься политической деятельностью — участвовать в политических митингах и демонстрациях, публиковаться в СМИ на темы, связанные с политикой, и пр. Возможно, на время нахождения в статусе ИИА они даже должны быть лишены избирательных прав (кроме выборов в отдельные муниципальные органы власти, но об этом позже). Кроме того, у них будет возможность отказаться от пенсионного и социального обеспечения в России сверх минимального базового уровня и существенно уменьшить взносы, которые за них платит СПИИ. Если сотрудник СПИИ нарушает правила, компания может потерять свой статус.
Режимные объекты
Специальные территории иностранного инвестирования (СТИИ) должны быть компактными зонами, где все предприятия соответствующего размера получают статус СПИИ, а все их работники или даже все жители зоны — статус иностранного инвестиционного агента. Дополнительным стимулом для появления такой зоны должно быть обнуление налогов на СПИИ (и, возможно, их сотрудников и совладельцев) в профильной для зоны индустрии на срок 25–50 лет.
Для начала можно создать под Москвой две такие зоны: с IT-профилем и с финансовым профилем. Затем можно определить другие территории и профили для таких зон — в местах, где есть существенный потенциал для создания нового бизнес-кластера из «разрешенных» областей. Такие территории должны получить широкие права самоуправления, в том числе выборность глав и местных советов, невозможность сместить выбранных чиновников «сверху» и полный контроль над местным бюджетом, в который будут идти 100% местных налогов и существенная часть НДС и налогов на доход и прибыль. Возможно, в каких-то зонах стоит ввести беспошлинный ввоз и вывоз товаров, если это принесет существенные дополнительные выгоды окружающим территориям.
Чтобы иностранные инвесторы поверили в надежность нововведений, Россия должна дать минимум 50-летнюю гарантию на сохранение этих законодательных статусов и взять на себя ответственность на уровне международного договора за убытки СПИИ в случае преждевременного изменения законов.
Лучше Кремниевой долины
Подобная система позволит отделить общественно-политическую среду от независимой экономической среды. Отечественный бизнес, приспособившийся зарабатывать на особых отношениях с государством и полностью от него зависящий, останется в обычном статусе. А те отечественные предприниматели, которые захотят независимости и гарантий эффективной защиты своих прав, реструктурируют свои инвестиции через офшоры и хотя бы частично вернут капиталы в Россию в формате СПИИ — отказываясь от политических прав и даже участия в политической жизни. Россия станет инвестиционно привлекательной и для иностранных инвесторов; они, будучи уверены в защите своих прав, будут активно выносить бизнесы в Россию из-за более низкой себестоимости и близости к рынку сбыта: все-таки Россия — это рынок из 146 млн человек.
Более того, если на специальных территориях объявить нулевую ставку налога на доходы, полученные за пределами России, а также на дивиденды, проценты, роялти, авторские гонорары и доход от долгосрочного инвестирования в акции, Россия будет претендовать на роль конкурента стран-концентраторов интеллектуальной элиты бизнеса. В пользу России (точнее СТИИ) сыграют существенно более низкое налогообложение, уже имеющаяся приличного уровня инфраструктура (по крайней мере в Московской области) и надежная защита прав инвесторов и профессионалов в рамках специального режима.
Тогда СТИИ будут не менее привлекательны для самых разных стартапов, IT-компаний, финансовых компаний, инжиниринга и R&D, штаб-квартир холдингов и частных инвесторов, чем Кремниевая долина (все хорошо, но высокие налоги), Дубай (тяжелый климат и нестабильный регион), Гонконг (далеко, политическая стабильность под вопросом, перспектива интеграции с Китаем) или Сингапур (далеко, нет гарантий стабильности, сильное китайское влияние).
Рост на 10% в год
Даже если такие действия позволят остановить отток капитала (около $50 млрд в год сегодня) и привлечь в страну хотя бы половину ежегодного притока капитала в Сингапур (еще $40 млрд), мы получим $90 млрд в год. Если считать «очень в среднем», такие инвестиции в течение 2–4 лет увеличивают ВВП на $100–110 млрд. Удержав такой уровень инвестиций, мы уже через 2–4 года получим рост ВВП России только от этих инвестиций, без учета эффекта мультипликации, на 7,5–8% в год. Мультипликативный эффект — развитие бизнесов, обслуживающих компании с иностранными инвестициями и специальные зоны развития, даст еще минимум 50% от этого прироста.
Не стоит забывать и такой фактор, как релокация в специальные территории иностранцев, их индивидуальные инвестиции в жилье, инфраструктуру, собственность на месте и активное потребление. Если нам удастся привлекать хотя бы по 100 тыс. семей экспатов в год (а сегодня только в Дубае более 3,3 млн иностранных профессионалов и предпринимателей), то при средних затратах на обустройство в $500 тыс. и среднем потреблении в $150 тыс. в год на семью мы добавим в ВВП России еще 2–3% в год.
В общей сложности при правильном построении системы СПИИ — СТИИ — ИИА можно ожидать более чем 10-процентного роста ВВП в России в год в течение как минимум декады. В этих компаниях и на этих территориях постараются оказаться миллионы граждан России, которые хотят жить в правовой среде и европейской системе управления. Если такую перспективу выберут половина тех условных 14%, что не поддерживают сегодня курс правительства, то можно ожидать превращения в ИИА 5 млн работников, или около 10 млн граждан (и не менее 1 млн экспатов). За счет своего и корпоративного потребления они дадут работу еще 7,5–12,5 млн граждан России (и еще такому же количеству иждивенцев).
То есть в общей сложности система заберет у рентного государства задачу «прокормить» 25-35 млн человек, 15-25% всего населения. За 10 лет только система СПИИ — СТИИ вырастет до 50% ВВП страны и минимум удвоит поступающие в бюджет налоги на прибыль, НДС и налоги на доход (а федеральный центр получит минимум 50% увеличение сборов). Инвестиции СТИИ заместят существенную долю инвестиций, которые должно было бы в противном случае профинансировать государство.
Существующая власть при этом не только не будет опасаться за свою стабильность: она за счет такой системы существенно улучшит материальное положение народа, повысит свой рейтинг и нейтрализует наиболее активную часть населения — рассерженных горожан, которые выпадут по своей воле из политической жизни. Закроются «оппозиционные» СМИ, можно будет спокойно заблокировать Facebook — все равно почти все его пользователи окажутся на специальных территориях.
От Немецкой слободы до Гонконга
И последняя важная деталь. В сущности, власти не надо будет решать вопрос, какие индустрии развивать, во что инвестировать, что делать для экономического подъема страны. На этот вопрос будут отвечать СПИИ и СТИИ — за свой счет и неся свои риски. У страны же будет возможность мультиплицировать правильные ответы — как в виде новых СТИИ, так и в оншорной зоне, как за счет новых иностранных инвестиций, так и давая возможность развития государственным компаниям и лояльным бизнесменам. Система СПИИ-СТИИ будет развиваться в ногу со всем миром, что даст России шанс преодолеть текущую тенденцию отставания, грозящего стать невосполнимым уже через несколько лет.
Тот, кому кажется, что предложенная система запоздалая первоапрельская шутка или плод буйной фантазии, может внимательно изучить феномен Гонконга. Ну а тот, кто скажет, что для России китайский опыт неприменим, может почитать про немецкие слободы до и во время Петра I. Это не только возможно — есть опасение, что подобная система является последним шансом России в нынешнем властном цикле на экономическое развитие.