Перейти к основному контенту
Мнение ,  
0 
Владимир Милов

Газовая игра: поможет ли примирение с Анкарой «Турецкому потоку»

Строительство газопровода по дну Черного моря столкнулось с препятствиями еще до начала конфликта России и Турции

Перед визитом в Москву Реджеп Эрдоган заявил об отсутствии препятствий для возобновления проекта «Турецкий поток». 9 августа он подтвердил это на совместной с Владимиром Путиным пресс-конференции в Санкт-Петербурге. Теперь стоит ожидать множества спекуляций о новом раунде «большой газовой игры», затеянной Москвой на черноморском направлении — после почти годового затишья, обусловленного временным разрывом между Россией и Турцией.

Выбор в пользу севера

Однако для начала следует вспомнить, что проект «Турецкий поток» столкнулся с массой проблем и фактически оказался заморожен еще до того, как отношения двух стран были испорчены сбитым Су-24. Причины три.

Первая — отсутствие ясности по части способов транспортировки газа европейским потребителям от греко-турецкой границы. «Газпром» подчеркнуто холодно высказывался о том, что его не интересует, как европейцы будут решать эту проблему. Между тем трубопроводная инфраструктура «Юг — Север» от греческой границы до Западных Балкан и Италии попросту отсутствует, ее надо строить заново. Потребители скептически отнеслись к такой позиции «советской буфетчицы» и интереса не проявили. Их можно понять: нельзя сказать, чтобы «Газпрому» не было альтернатив. Например, Италия (ключевой потенциальный рынок сбыта для «Турецкого потока») в прошлом году импортировала более 56 млрд куб. м газа, из них только 24 млрд (43%) — из России, остальное — Алжир, Ливия, Норвегия, Катар и т.д.

Именно из-за этого еще прошлым летом было объявлено, что «Турецкий поток» сокращается до двух ниток вместо предполагавшихся четырех. После этого он стал, по сути, двусторонним российско-турецким проектом, без особых перспектив транспортировки дополнительных объемов газа для каких-то других потребителей.

Вторая причина — за время паузы с «Турецким потоком» «Газпром» продвинулся с проектом «Северный поток-2», где нашел массу европейских компаний-союзников и теперь явно рассчитывает сделать этот проект флагманским по транспортировке газа в Европу в обход Украины. Построить «Северный поток-2» значительно проще, так как есть сложившийся пул влиятельных европейских компаний-партнеров, более понятный рынок сбыта (северо-западная Европа куда привлекательнее в этом плане, чем депрессивная юго-восточная), уже проложенные первые две нитки трубы и куда более предсказуемая Германия, не пытающаяся в отличие от Турции выторговать себе какие-то крупные скидки к цене газа в обмен на согласие проложить трубу.

Поток против потока

Споры вокруг скидок — третья проблема, которая фактически заморозила переговоры по «Турецкому потоку» еще до сбитого Су-24. Хотя формально топ-менеджеры «Газпрома» объясняли задержку в подписании соглашения по газопроводу отсутствием в Турции полноценного кабинета министров (из-за результатов парламентских выборов в июне 2015 года, где партия Эрдогана не получила большинства), на деле в прессу просачивались данные о фундаментальных противоречиях между российской и турецкой сторонами по поводу размера скидок: «Газпром» хотел их применять уже к конечной цене, рассчитанной по формуле, а турки — к базовой цене, еще до применения всех формульных коэффициентов.

Едва ли у Турции пропало желание получить от «Газпрома» скидки на газ, так что этот вопрос, скорее всего, станет новым препятствием для быстрого продвижения «Турецкого потока». А определенное смещение приоритетов «Газпрома» в сторону «Северного потока-2» может в этом плане уравнять переговорные позиции сторон. Год назад «Газпром» выглядел как сторона, которой строительство трубы нужно больше, чем ослаблял свою переговорную позицию, в том числе и по вопросу скидок.

Неслучайно в последние месяцы «Газпром» открыто заговорил и о возможной реанимации альтернативного «Турецкому потоку» проекта — старого доброго «Южного потока» через Болгарию. О возможности возврата к его строительству говорили в июне-июле и Путин, и топ-менеджеры «Газпрома», а теперь и официальные представители Болгарии. Для «Газпрома» возврат к болгарскому варианту однозначно выгоднее, так как Турция — довольно проблемный и несговорчивый партнер, даже несмотря на нынешнюю «разморозку» отношений.

Однако вся эта трубопроводная история выглядит довольно странно на фоне существующего профицита трубопроводных экспортных мощностей, непонятных источников средств на строительство (экспортные доходы «Газпрома» падают, доступ на внешние рынки заимствований осложнен из-за санкций против России), сохраняющихся проблем с европейскими регуляторами. Из-за нежелания «Газпрома» идти навстречу требованиям Еврокомиссии и открыть для доступа третьих сторон 50% газопровода Opal (наземное продолжение Nord Stream) до трети мощностей «Северного потока» в течение ряда лет были заморожены. Любые новые «потоки», построенные через море до границ ЕС, ждут похожие проблемы на европейской территории (напомним, нежелание следовать европейским правилам заморозило также и «Южный поток»).

Российской власти пора бы заняться перенаправлением ресурсов на решение внутренних проблем страны, но пока, как видно по возне с многочисленными «потоками», трубопроводная геополитика важнее.

Об авторе
Владимир Милов Владимир Милов директор Института энергетической политики
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 1 февраля
EUR ЦБ: 102,13 (-0,65)
Инвестиции, 31 янв, 17:34
Курс доллара на 1 февраля
USD ЦБ: 97,81 (-0,2)
Инвестиции, 31 янв, 17:34
Электронные кошельки запланировали включить в систему страхования вкладовФинансы, 07:00
Трамп обсудит пошлины с премьер-министром Канады и президентом МексикиПолитика, 06:49
Медленная продуктивность: как достигать успеха без выгоранияРБК и Dar, 06:46
Волгоградский губернатор сообщил о возгораниях на НПЗ после атаки дроновПолитика, 06:39
В Ростовской области за ночь сбили 29 дроновПолитика, 06:22
Три человека погибли в ДТП с падением грузовика с моста в ТурцииОбщество, 05:53
Трамп пообещал «точно» ввести дополнительные пошлины на товары из ЕСПолитика, 05:41
Тайм-менеджмент: как больше успевать и не выгореть
От простых техник до сложных систем управления
Подробнее об интенсиве
Вильфанд допустил, что 2025 год войдет в тройку самых жарких в историиОбщество, 05:28
Вице-канцлер Германии заявил о готовности Европы ответить на пошлины СШАПолитика, 05:13
В аэропорту Волгограда сняли ограничения на прием и отправку рейсовОбщество, 04:52
В Астраханской области произошел пожар при атаке дронов на объекты ТЭКПолитика, 04:42
Трамп исключил участие американских солдат в вопросе с Панамским каналомПолитика, 04:40
В шести аэропортах России ввели ограничения на полетыПолитика, 04:34
Рубио заявил, что Трамп против статус-кво по ситуации с Панамским каналомПолитика, 04:13