Как низкие цены на нефть стали благом для Европы
В сегодняшней глобальной экономике нет цены важнее, чем цена на нефть. Более 80 млн баррелей нефти производятся (и потребляются) ежедневно, и большая часть этой продукции продается на международных рынках. Таким образом, резкое падение цены на сырую нефть – от $110 в прошлом году до нынешних $60 – позволяют импортерам нефти сберечь сотни миллиардов долларов. Для Европейского союза и Соединенных Штатов выгода от этого падения составляет около 2-3% ВВП.
Для Европы преимущества дешевой нефти могут со временем даже вырасти, потому что долгосрочные контракты на поставку газа в значительной степени привязаны к ценам на нефть. Это еще одно преимущество для Европы, где цены на природный газ были до недавнего времени в несколько раз выше, чем в США, получавших выгоду от более дешевой сланцевой энергии.
Однако многие наблюдатели утверждали, что у дешевой нефти есть и минусы: она усугубляет дефляционные тенденции в развитых странах, которые, похоже, уже погрязли в ловушке низкого экономического роста. Согласно этой точке зрения, резкое падение цен на нефть еще больше затруднит центральным банкам этих стран достижение ежегодных 2% темпов инфляции, которые необходимы для выполнения их политики стабильных цен.
Кажется, что в особенной опасности страны еврозоны, где цены впервые после 2009 года стали падать. Говорят, что эта дефляция вредна, потому что она затруднит должникам, особенно в проблемных экономиках периферии еврозоны (Греция, Ирландия, Италия, Португалия и Испания), выплату долгов.
Но этот страх является необоснованным, так как он проистекает из недоразумения. Способность обслуживать долги зависит не от общего уровня цен, а от доходов должников.
Когда цены на нефть падают, реальные (с поправкой на инфляцию) доходы домохозяйств должны расти, потому что они тратят меньше на топливо и отопление. Снижение цен на нефть делает жизнь легче, а не труднее для домохозяйств с высокой задолженностью в США или на периферии еврозоны. Таким образом, падение потребительских цен можно считать хорошим знаком.
Большинство промышленных предприятий также получат пользу от более низких цен на энергоносители: им легче будет обслуживать долги. Это тоже особенно актуально на периферии еврозоны, где нефинансовый сектор накопил слишком много долгов в период кредитного бума, предшествовавшего мировому финансовому кризису 2008 года. Кроме того, хотя большинство сбережений, обусловленных снижением затрат на энергоносители, первоначально проявляются в виде более высокой прибыли, с течением времени конкуренция заставит компании за счет этих выгод снижать цены или повышать зарплаты.
Это еще одно важное последствие дешевой нефти: снижение цен затрудняет вычисление границы между тем, когда давление зарплат становится инфляционным. Поскольку зарплаты теперь могут вырасти сильнее, не раскручивая инфляцию, Федеральная резервная система США, возможно, отложит повышение процентных ставок, которого многие ждут этим летом.
Государственные бюджеты также могут и должны получить выгоду от дефляции, порожденной снижением цен на нефть. Государственные доходы зависят от объемов внутреннего производства, а не только потребления. Хотя снижение цен на нефть уменьшает потребительские цены, они должны увеличить производство и ВВП в целом.
При отсутствии значительных изменений в ценах на сырье, индекс потребительских цен развивается вместе с дефлятором ВВП (дефлятор для всей экономики). Но так не будет в этом году, потому что потребительские цены падают, а дефлятор ВВП (и номинальный ВВП) по-прежнему растет. Это должно обеспечить государствам более твердые доходы, и это хорошая новость для правительств с высокой задолженностью в промышленно развитых странах, а особенно – для периферии еврозоны.
Таким образом, падение (потребительских) цен, которое происходит сейчас в еврозоне, позитивно для всех импортеров энергоносителей. Периферия еврозоны, в частности, может в результате рассчитывать на идеальное сочетание низких процентных ставок, благоприятного обменного курса евро и прироста в реальных доходах населения. В дефляционной ситуации кажется, что снижение цен на нефть осложняет достижение цели Европейского центрального банка – 2% инфляции. Но на самом деле низкие цены на нефть есть благо для Европы, особенно для ее самых проблемных стран.
Copyright: Project Syndicate, 2015.
www.project-syndicate.org