Какие налоговые реформы нужны России
Россия остро нуждается в промышленном рывке. При этом нам необходимо производство конкурентное, а значит, частное. Оно должно стать новым источником экономического роста помимо нефтегазового сектора. Это подразумевает единую государственную программу его поддержки. Неотъемлемая часть этой программы - налоговая реформа. При определенных настройках она вполне может служить драйвером роста.
За последние пару месяцев на высоком уровне обсуждался ряд идей по изменению налогообложения - возможное введение налога с продаж, отмена порога зарплат, с которых не взимались социальные страховые взносы, налог на софт и т.д. Все они так или иначе ведут к росту фискальной нагрузки. Увы, наш финансовый блок ничему не научила история с повышением ставок социальных страховых взносов, которая привела к росту теневого бизнеса и количества зарплат «в конвертах». Часть этих предложений приняли, часть (налог с продаж) нет. Но острота дискуссии показала, что мы достигли потолка налогообложения; любое новое повышение налогов и сборов будет уже чрезмерным.
Налоговая нагрузка занимает второе после коррупции место среди главных проблем российского бизнеса. Такие данные были получены в ходе опроса бизнесменов для Всероссийского экономического форума. С легкой руки отдельных представителей финансового блока правительства у нас почему-то принято считать, что в России низкие налоги. Это миф. Недавно аудиторская компания PricewaterhouseCoopers подсчитала, что уровень налоговой нагрузки в России выше среднемирового на 7,4 процентных пункта – 50,5% против 43,1%. Налоги в России хотя и не самые высокие в мире, но выше, чем в США и многих других динамично развивающихся экономиках.
Уровень налогообложения в России стал критичен с момента вступления в Единый таможенный союз. Налоги меньше и в Белоруссии и в Казахстане, в то время как границы с ними открыты, и приток и капитала, и товаров идет беспрепятственно. Особенно большая разница - с Казахстаном. В результате уже сегодня многие компании открывают заводы в Казахстане под поставки в Россию. Экспертная группа уполномоченного по защите прав предпринимателей провела расчеты на примере конкретной компании, которая имеет два цементных завода: один в Волгограде, другой в Казахстане. В Казахстане сумма издержек меньше на 30%.
При этом наша система отличается от большинства европейских тем, что у нас нагрузка на корпоративный сектор гораздо выше, чем на физических лиц. Это дестимулирует развитие производства. В России легче купить яхту, дорогую машину, элитную недвижимость, чем построить завод. Нам жизненно важно перенести тяжесть фискальной нагрузки с процесса производства на процесс потребления.
Понятно, что психологически тяжело решиться на новую налоговую реформу после удачной реформы начала «нулевых». Тогда она была вызвана необходимостью стабилизации финансовой системы, то теперь перед страной стоят иные задачи – прежде всего обеспечение экономического роста. Новые приоритеты подразумевают изменения в налоговой системе.
Пока речь не идет о кардинальных реформах, революциях. Необходимо понять, как в сегодняшней ситуации, не дисбалансируя систему в целом, не подвергая её серьёзным рискам, выйти на решения по стимулированию роста. Важно не допустить снижения доходов бюджета, но при этом сделать еще и так, чтобы в дальнейшем за счёт роста налогооблагаемой базы доходы бюджета росли. По итогам нескольких круглых столов в формате ситуационного анализа мы сформулировали конкретные шаги по донастройке отдельных параметров налоговой системы.
Так, за последние два года мы почти потеряли микробизнес из-за резкого роста ставок социальных страховых выплат; теперь нужно стимулировать людей возвращаться на рынок и работать «в белую». Решением могло бы быть введение патентов для самозанятых, т.е. тех индивидуальных предпринимателей, которые не используют наемный труд. Получение таких патентов должно быть максимально упрощено, вплоть до оплаты и получения их в банкоматах, а минимальный срок их действия должен составить 1 год.
В целом будет правильно ввести налоговые каникулы для малого бизнеса. Но не на определенный календарный срок, как это практиковалось раньше, а на определенную сумму налогов - к примеру, на 10 млн рублей (нарастающим итогом с момента начала деятельности). Это заставит начинающих предпринимателей сразу вести бухгалтерию и облегчит им работу по окончании каникул.
Чтобы стимулировать рост производительности труда через технологическое обновление экономики, мы выступаем за налоговые вычеты при закупке нового оборудования. Это абсолютно нормальная практика, принятая в большинстве развитых экономик.
Налоги можно использовать и для стимулирования региональных и муниципальных властей. Уже сформулировано поручение председателя правительства Минфину и Минэкономразвитию – представить предложения о расширении источников доходов местных бюджетов. В соответствии с ним, чтобы у муниципалитетов были стимулы более плотно заниматься развитием бизнеса на своих территориях, будут установлены дополнительные отчисления в муниципальные бюджеты по всем налогам, уплачиваемым субъектами малого и среднего предпринимательства, в размере 75% прироста объема таких платежей за отчетный период.
Недавно в поручениях председателя правительства впервые в нашей истории записана необходимость обсудить налоговую систему в привязке к обеспечению экономического роста. Это открывает хорошие перспективы для реализации озвученных выше предложений, а также дает возможность начать разговор о подходящем для России пути реформирования налоговой системы. Пора перестать жать на тормоз.
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.