Как помочь малому бизнесу? Отдайте ему деньги госкомпаний
Большие маленькие компании
С учетом госкомпаний годовой объем рынка госзакупок в России, по оценкам экспертов, может составлять около 15 трлн руб. И это значительный резерв для развития малого и среднего бизнеса, в первую очередь инновационного, о необходимости поддержки которого так много говорится. И в отличие от различных мер господдержки МСБ, которые сейчас обсуждаются и вводятся, расширение доступа небольших компаний к этому рынку не потребует бюджетных затрат.
Довольно давно малый и средний бизнес пытаются «встроить» в систему госзакупок путем квот. Сначала госзаказчиков обязали законом отдавать «малым» не менее 10% объема годовых закупок, а с 2014 года — 15%. С июля 2015 года планируется увеличение квоты малого и среднего бизнеса в закупках госкомпаний до 18% (10% напрямую и 8% для субподрядчиков). Но похоже, что квотирование проблему не решает.
По закону для оценки доли заказов, доставшихся МСБ, в расчет принимается процент договоров с предприятиями, задекларировавшими свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства. То есть участникам торгов достаточно назвать себя малым предприятием, а доказывать это документально не требуется. В результате случается, что «субъектами малого предпринимательства» себя называют компании, входящие в топ-100 по выручке.
Чтобы обойти норму с квотой, заказчики активно используют также приписки, подделку отчетности (договоры составляются не на те юридические лица, какими они исполняются), создают фиктивные малые предприятия, а также — традиционно — адаптируют конкурсную или аукционную документацию под «своих» поставщиков. Участники торгов часто сталкиваются с электронным рейдерством и мнимой конкуренцией.
Страх перед новациями
Проблем еще больше, если речь идет об инновационной продукции. В сложившейся системе госзаказа инновациям очень трудно конкурировать с традиционными товарами. Цикл их внедрения занимает несколько лет. У госзаказчиков нет должной информации о возможностях и характеристиках современных материалов, нет норм, которые в полной мере регламентируют требования к ним. В результате они по-прежнему закладывают в проектируемые конструкции и изделия традиционные материалы, а при отклонении от этой практики органы Главгосэкспертизы не выдают положительных заключений.
В мае 2013 года по инициативе «Деловой России» была разработана дорожная карта «Расширение доступа субъектов МСП к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием». В ней мы постарались учесть предыдущий опыт и прописать самые эффективные механизмы: не просто выделять малым и средним предприятиям определенную долю в закупках госкомпаний, но и создать при госструктурах совещательные органы, которые будут проводить аудит тендеров, увеличить долю электронных торгов, выделить квоту в структуре закупок для инновационной продукции, ускорить сроки подписания договоров и оплаты работ, ввести минимальное 30-процентное авансирование (сейчас аванса может вообще не быть) и т.д.
И это дало результат: только за семь месяцев 2014 года количество контрактов, заключенных с субъектами МСП, для компаний с госучастием и инфраструктурных монополий возросло на 43,47%, а сумма заключенных контрактов составила 217,7 млрд руб. Во многих компаниях с госучастием начали создавать совещательные органы по вопросам эффективности госзакупок.
Представители госкомпаний часто высказывают мнение, что МСБ идет на тендеры с большой неохотой. Но предприниматели резонно отвечают, что эту активность нужно стимулировать: размещать заказы на портале zakupki.gov.ru, чего многие госкомпании пока не делают, отказаться от избыточных требований к документообороту и бумажных копий заявок, унифицировать требования к электронной цифровой подписи (сейчас они разные и, чтобы угодить всем госкомпаниям, приходится оформлять сразу несколько ЭЦП, что затратно).
Чего не хватает
Но это все равно только начало. Есть несколько проблем, без решения которых малый и средний бизнес так и останется в своей массе за бортом государственного заказа.
1. Отсутствие профессиональных поставщиков. До 1 октября 2015 года правительство должно подготовить единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Этот реестр должен стать «репутационным фильтром» для небольших компаний, по нему крупный бизнес сможет судить о качестве и профессионализме их работы. Единый реестр упростит встраивание МСП в цепочки поставщиков. Но важно, чтобы в реестре можно было узнать, к какой отрасли относится компания, какую продукцию выпускает, есть ли у нее сертификаты соответствия и опыт участия в госзакупках, какова ее кредитная история.
Силами только налоговой службы, как предлагается сейчас, создать такой реестр не выйдет. Но этим могла бы заняться некоммерческая организация, созданная совместно предпринимательскими объединениями, Минэкономразвития, ФНС и Росреестром. И правильнее всего интегрировать реестр с единым сайтом госзакупок.
2. Проблемы с совещательными органами. Пока из 664 компаний с государственным участием лишь 40 создали такие органы, отвечающие за общественный аудит проводимых закупок. А из этих 40 не более десяти можно считать реально работающими: большинство из них состоит из работников структурных подразделений, дочерних и аффилированных структур компании.
Например, в Объединенной зерновой компании из десяти членов совещательного органа лишь один не работает в ее структуре. В институте «Энергосетьпроект» совещательный орган состоит всего из четырех членов и ни одного независимого наблюдателя. Какой уж тут независимый аудит? Нужно законодательно утвердить, что не меньше 50% членов совещательных советов должно быть выдвинуто независимыми предпринимательскими объединениями и отраслевыми организациями, и добиваться выполнения правительственных директив.
3. Отсутствие механизма, позволяющего внедрять инновации. Госзаказчики довольно активно заинтересованы в технологических новациях, но этому мешает ряд административных барьеров. Мы разработали проекты ряда документов, которые помогут такие барьеры преодолеть. Это, в частности, изменения в «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», которые позволят применять в строительстве инновационные материалы и конструкции, новый порядок госэкспертизы проектной документации (для конструкций и решений из инновационных материалов), единые сертификационные требования к инновационной продукции в рамках одной отрасли (чтобы для одного и того же решения на разных предприятиях не требовали повторную сертификацию).
Имеет смысл отказаться от применения к инновационной продукции стандартных тендеров — закупать ее по квотам и по специальным процедурам, а также ориентироваться на долгосрочные контракты, которые позволят производителям планировать намного вперед. В целом же нужно переходить от практики закупки более дешевых материалов и оборудования к закупке более эффективных, а от контроля над ходом тендера по формальным признакам к оценке его результатов — насколько он повлиял на реальную работу предприятия.