Перейти к основному контенту
Мнение ,  
0 
Анна Белова

«Генераторы будущего»: как России вернуться на путь инноваций

России не хватило пяти лет для создания фундамента под инновационную экономику. Самое главное — не сформировалась среда, в которой конкуренция за эффективность будет предпочтительнее конкуренции за административный ресурс

Инновационный отрыв увеличивается

В ближайшие 10–20 лет новая волна инновационных и технологических решений кардинально изменит мир. Уже сегодня видны глобальные изменения не только в сфере разработки и внедрения новых технологий, но и в методах организации производства, логистических и бизнес-моделях. Например, появление и развитие технологий, позволяющих не вытачивать металлические детали, а выращивать их в камерах с помощью 3D-принтеров, принципиально меняет издержки на производство высокоточных и мелкосерийных элементов.

Через несколько лет исчезнут сервисные склады, так как запасные части можно будет печатать по месту нахождения различной техники. И единственным необходимым элементом для всех промышленных изделий будет информационная 3D-модель и чертежи всех компонентов. Новые технологии поменяют многое в привычных способах проектирования, производства и логистики практически во всех отраслях.

К сожалению, пока Россия в этом соревновании находится в аутсайдерах. На НИОКРы в 2009 году было потрачено в нашей стране 1,25 от ВВП, в 2013-м — 1,12. Для сравнения: аналогичный показатель в 2013 году в Великобритании составляет 1,72, а в США — 2,79 от ВВП. Если же проанализировать количество коммерциализированных технологий или полученных патентов, то разрыв окажется еще больше. И это несмотря на то что за последние пять лет на государственном уровне был озвучен тезис о необходимости перехода к инновационно ориентированной экономике и запущен ряд инициатив для развития инновационной экосистемы.

Стратегию пора пересматривать

Общемировая практика создания инновационных систем предполагает системные усилия со стороны государства в этом направлении на протяжении восьми—десяти лет. За это время разрабатывается и настраивается законодательство, создаются и развивают свою деятельность институты развития и венчурные фонды. Они, как катализаторы процесса, обеспечивают начальный спрос на инновационные идеи и разработки, предоставляют стартовое финансирование.

Затем уже формируется рынок предложения, выстраивается инновационная экосистема — сначала вокруг государственных институтов развития, а потом на расширяющееся предложение приходят частные деньги.

России не хватило трех—пяти лет для создания фундамента под будущую инновационную экономику. Но самое главное — не успела сформироваться экономическая среда, в которой конкуренция за эффективность будет предпочтительнее конкуренции за административный ресурс.

Мало кто знает, что в 2009 году деньги РВК на российском венчурном рынке составляли более 30%, а в 2013 году — всего 5%. Это как раз отражало позитивную динамику интереса частных инвесторов и ожиданий на высокий спрос на инновационные решения. По итогам 2013 года Россия стала самым быстрорастущим технологическим венчурным рынком в Европе. А уже по итогам 2014-го и, вероятно, 2015 года у нас произошли резкий спад и отток частного капитала.

Внешние и внутренние условия развития в России резко изменились, и эти изменения принесли существенные риски для прежней инновационной модели. Основной угрозой стал не только недостаток внутренних финансовых ресурсов, но и перспектива внешней технологической изоляции. Все это логично подводит к тому, что стратегия инновационного развития России должна быть пересмотрена.

Три глобальных вызова для развития инноваций

Недавно Министерство экономического развития вынесло на публичное экспертное обсуждение набор тезисов, с учетом которых будет осуществлена корректировка принятой в 2011 году стратегии инновационного развития до 2020 года. Интересно, что предполагается не кардинальный пересмотр принятой четыре года назад стратегии, а лишь ее точечная доработка. Странно это потому, что в нашей стране за последние два года существенно изменились внешние и внутренние макроэкономические условия и, как следствие, основные драйверы социально-экономических процессов. Но даже если предположить, что доработка инновационной стратегии будет происходить поэтапно, то прежде чем дополнять матрицу задач и инструментов, необходимо разобраться, что конкретно не получилось из задуманного к настоящему моменту.

Сегодня в России существуют три глобальные проблемы, которые являются основными вызовами для перехода к инновационной модели экономики.

Во-первых, нам надо преодолеть ситуацию, когда не работает цепочка стоимости при создании инновационного продукта. Государство достаточно эффективно запустило пилотные инструменты, обеспечившие формирование вокруг фонда «Сколково», «Роснано» и РВК развивающихся инновационных сообществ, объединяющих инвесторов, изобретателей, представителей университетов, науки. Но продукты и технологии ранних стадий не получили у нас лифта в коммерческое внедрение. А, как известно, инновация — это только внедренная идея или продукт. Любой инноватор быстро теряет интерес к генерированию новых идей, если не видит способа воплотить их в жизнь.

Вторая сложность — крайне низкие экономические стимулы внедрения инноваций.

Наша экономика и ее основные агенты — как частные, так и крупные государственные компании — обладают высокой инерционностью. В силу многих причин они по-прежнему живут в модели, не побуждающей их к долгосрочному планированию и опережающему внедрению инноваций. Здесь и отсутствие реальной конкурентной среды, и сложность взаимоотношений с государством. С одной стороны, недоверие и высокие риски непредсказуемости, с другой — потребительская позиция по отношению к государству и расчет на то, что государство не бросит в трудную минуту.

Третий вызов — необходимость сломать ситуацию, когда государственный сектор не генерирует спрос на инновации. К тому же инновационный процесс обычно рождается в частном секторе экономики. А у нас недостаточно стимулов и гибких инструментов поддержки именно частных компаний.

Процесс — это жизнь, результат — это смерть

Понимание необходимости перехода от сырьевой к инновационной модели развития так и остается на уровне лозунга. Отдельные небольшие подвижки, которые подаются как системные успехи, на самом деле имеют точечный характер.

Отсутствие четких ожиданий в самом процессе трансформации со стороны государства приводит к имитации бурной деятельности с минимальными результатами по принципу «Процесс — это жизнь, результат — это смерть». На радаре правительства отсутствует показатель, отражающий инновационность экономики и динамику его изменений. До сих пор даже не сформирована комплексная система статистических показателей, по которой можно было бы объективно оценивать, например, долю инновационной продукции, выпускаемой нашими предприятиями. А без этого рапорты об инновационных достижениях зачастую оказываются весьма сомнительными. Да и как можно контролировать изменения в среде, если их невозможно измерить?

Есть знаковые позитивные сдвиги в экосистемах, сформировавшихся вокруг институтов развития (фонд «Сколково», РВК, «Роснано»), но отсутствие необходимой координации между институтами развития и государственными компаниями, которые должны потреблять произведенные инновации, не позволяет этим процессам расти и обеспечивать системные инновационные лифты.

И, самое главное, государство пока не рассматривает человека, создающего технологические и управленческие инновации как свой главный интеллектуальный капитал. Оно в трудной ситуации скорее будет помогать «страдающим» монстрам, чем создавать условия для роста именно тем маленьким генераторам будущего.

Об авторе
Анна Белова Анна Белова Профессор Высшей школы менеджмента НИУ «ВШЭ»
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.


 

Лента новостей
Курс евро на 22 ноября
EUR ЦБ: 106,08 (+0,27)
Инвестиции, 21 ноя, 17:35
Курс доллара на 22 ноября
USD ЦБ: 100,68 (+0,46)
Инвестиции, 21 ноя, 17:35
Кремль назвал запуск «Орешника» демонстрацией возможного ответа ЗападуПолитика, 13:27
Карпин назвал сроки завершения тренерской карьерыСпорт, 13:23
Продуктовый портфель: какая диета сохранит здоровье — Harvard HealthPro, 13:22
Почему от климата зависят 56% ВВП РоссииРБК и Сбер, 13:18
The Telegraph увидела изменение риторики Зеленского после победы ТрампаПолитика, 13:15
Курс евро на рынке Форекс превысил ₽108 впервые с октябряИнвестиции, 13:08
На Гаити вызвали посла Франции после слов Макрона о «полных идиотах»Политика, 13:05
Здоровый сон: как легче засыпать и просыпаться
Интенсив РБК Pro поможет улучшить качество сна и восстановить режим
Подробнее
Министр спорта Тувы извинился за танец на вечеринке в МонголииОбщество, 13:01
В чем преимущества индивидуальных образовательных траекторий в вузахРБК Компании, 13:00
Орбан призвал не считать слова Путина о ракетах болтовней или уловкойПолитика, 12:54
Россиян допускают до международных турниров. Стало ли это тенденциейСпорт, 12:52
DeFi и традиционные банки: кто победит в финансовой гонкеPro, 12:51
Зеленский лишил Игоря Крутого и Киркорова звания Народный артист УкраиныПолитика, 12:50
Карпин заявил, что не обижается на ДзюбуСпорт, 12:42