Контрольный выстрел: к чему приведет новое снижение рейтинга России
«Черный» сценарий
Пятничное решение агентства Moody’s о снижении кредитного рейтинга России до Ba1 в некотором смысле является контрольным выстрелом. С начала года все три глобальных рейтинговых агентства снизили суверенный рейтинг России на одну ступень, сохранив негативный прогноз. У Fitch Россия пока еще остается в инвестиционной категории, у остальных двух – S&P и Moody’s – теперь уже в спекулятивной. Последнее решение Moody’s было ожидаемым, но случилось несколько раньше рутинного пересмотра рейтингов, назначенного на апрель. Два спекулятивных рейтинга означают, что Россия теперь твердо заняла место в этой категории – со всеми вытекающими последствиями.
Естественно, официальные лица – а при снижении рейтинга чиновники любой страны от Австрии до Ямайки ведут себя примерно одинаково – обвинили Moody’s в предвзятости и политизированности принятого решения. В комментарии агентства, сопровождавшем снижение рейтинга, говорится о нескольких факторах, повлиявших на решение: внешние риски и шок от падения цен на нефть, что наносит удар по экономическому росту и наполняемости бюджета, а также политические риски, включая все еще маловероятные, но теоретически возможные ограничения на выплаты внешнего долга.
Опубликованный недавно агентством прогноз экономического развития исходит из падения ВВП России на 8,5% в 2015–2016 годах и чистого оттока капитала в $400 млрд. Такой «чернушный» сценарий дает немало поводов для критики: если не будут введены новые санкции, темпы падения ВВП, скорее всего, будут ниже, а объем оттока – ниже даже при мягком контроле за движением капитала и сохранении положительного сальдо по внешней торговле. Плавающий курс рубля уже снизил риски быстрого сгорания валютных резервов, а наполняемость бюджетов всех уровней, начиная с четвертого квартала 2014 года, превосходит прогнозы, и даже при частичной реализации антикризисного плана дефицит должен остаться умеренным.
Собственно говоря, основным риском для кредитного качества по факту являются возможные непредсказуемые действия властей. Но если бы это было объявлено главной причиной снижения, то обвинения в предвзятости можно было бы считать доказанными.
Текущие риски
Снижение рейтинга окончательно выводит российские бумаги из инвестиционной категории и теоретически может потребовать сокращения позиций в них у фондов, имеющих регуляторное ограничение по качеству активов. Можно ожидать дополнительного давления на рубль – рынок отыграет часть позитива последних недель.
Но избавление от российских активов в основном уже произошло. Доходности российских облигаций находятся на уровне, соответствующем куда более низким уровням рейтинга. Возможности выпуска долговых бумаг российскими компаниями также ограничены не столько рейтингами, сколько санкциями.
Можно ли остановить падение рейтинга
Тем не менее, санкции и снижение рейтингов выявили проблемы, о которых профессиональное сообщество говорило уже много лет. Слабость рынка внутренних заимствований не позволяет обеспечить приток необходимых средств в бюджет с внутреннего рынка. В последние недели аукционы по ОФЗ стали более успешными, но эту работу надо будет проводить быстро и в значительно более сложных условиях, чем в 2010–2013 годах.
Долговой рынок и банковская система слишком зависят от ликвидности ЦБ РФ, а зачистка банковской системы от проблемных институтов создает дополнительный слой рисков. От регулятора сейчас требуется хирургическая точность. Наконец, даже критикуя подход большой тройки, ЦБ продолжает использовать их рейтинги как основной инструмент управления рисками – например, при резком сокращении списка банков, имеющих право принимать пенсионные накопления. Альтернативные рейтинговые механизмы от отечественных рейтинговых агентств или не входящих в большую тройку зарубежных игроков пока используются слабо, процесс этот идет медленно.
Вопрос о повышении рейтингов в обозримой перспективе не стоит. Но о замедлении процесса подумать стоит – низкий уровень долга и отсутствие необходимости внешних суверенных заимствований дают существенное пространство для маневра. Снижение геополитических рисков, естественно, является ключевым фактором в борьбе за рейтинги. Но и более жесткая бюджетная дисциплина, и налоговая стабильность, и прекращение огосударствления всего и вся могут способствовать повышению кредитного качества страны и госкомпаний.
В случае восстановления экономического роста при устойчивом бюджете и низком долге даже высокая инфляция не будет серьезным негативным фактором – ведь она не играла такой роли почти все 2000-е. Рынок – и глобальный, и внутренний – это оценит, невзирая на санкции. Пока же и бизнесу, и инвесторам, и регуляторам надо работать в новых условиях. Впереди, скорее всего, еще один или два раунда рейтинговых решений, и к ним надо быть готовыми.