Собрат по санкциям: почему экономика Ирана ждет российских инвесторов
Девять лет одиночества
В середине октября вступило в силу подписанное ведущими мировыми державами с Ираном соглашение об урегулировании иранской ядерной программы, которое запустило процесс снятия санкций с Ирана. Многие теперь ожидают, что появление на рынке иранской нефти ударит по ценам на энергоносители. Нам бы хотелось посмотреть на явление с другой стороны.
Инвесторы теперь получат возможность вкладывать деньги практически во все сектора иранской экономики. Это откроет ряду крупнейших компаний зеленый свет на перспективные рынки, а Россия на фоне остальных ведущих держав выглядит наиболее выгодным партнером для иранских компаний.
Международные и иностранные санкции в отношении Ирана не разрушили его экономику до основания и не поставили под сомнение само существование государства. Да, санкции отбросили Иран на несколько десятилетий в своем развитии, но страна остается одним из наиболее развитых государств на Ближнем Востоке. ВВП Ирана, по оценкам в 2014 году, превысил $14 млрд, уступая в регионе лишь Саудовской Аравии. Иран обладает высокообразованным населением, превышающим 80 млн человек. По уровню запасов нефти Иран на четвертом месте в мире, а по запасам газа — на втором. Сумма заявленных инфраструктурных проектов превышает $261 млрд. Однако инфляция в 2013 и 2014 годах составляла 40 и 21% соответственно, а уровень безработицы среди молодого поколения достиг 24%. Активы на сумму свыше $100 млрд заморожены в зарубежных банках, и Иран лишен доступа к мировой финансовой системе.
Основой для введения международных, но не американских санкций была угроза разработки Ираном ядерного оружия в нарушение договора о нераспространении ядерного оружия. Нежелание Ирана соблюдать международные обязательства в этой области вынудило Совет Безопасности ООН в период с 2006 года принять шесть резолюций по иранской ядерной программе, перейдя от деклараций о недопустимости нарушений международного права к ограничениям, распространяющимся на все государства ООН. Это привело практически к полной международной изоляции Ирана.
14 июля 2015 года Иран достиг соглашения с постоянными членами Совета Безопасности ООН — Россией, Великобританией, Китаем, США и Францией, а также Германией и представителем ЕС по иностранным делам и политике безопасности, по внедрению Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД). СВПД был поддержан резолюцией Совета Безопасности ООН 20 июля 2015 года, вступил в силу 18 октября и предполагает отмену санкций ООН и ЕС в обмен на обязательство Ирана отказаться от стремления получить, разработать или приобрести ядерное оружие. В октябре СВПД был одобрен Ираном и ЕС, конгресс США не набрал достаточного количества голосов для его блокировки.
СВПД предполагает отмену основных санкций ООН и ЕС после того, как генеральный директор Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) представит доклад, свидетельствующий о выполнении Ираном первоначальных обязательств в отношении ядерной программы. Предполагается, что это может произойти в первом или во втором квартале 2016 года. До этого времени все санкции, за исключением некоторых, приостановленных в 2013 году, сохраняют силу.
Важно быть первым
Дорога американцам в Иран остается пока закрытой. США согласились на отмену лишь наиболее одиозных «вторичных» санкций, носящих экстерриториальный характер и распространяющихся на неамериканских лиц. Почти все первичные санкции, запрещающие американским лицам практически все контакты с Ираном, сохраняются в силе. В день подписания СВПД официальный представитель США заявила, что Штаты сохраняют санкции в отношении Ирана, который, по мнению США, дестабилизировал регион, поддерживает терроризм и нарушает права человека. США сохраняют санкции в отношении широкого круга иранских лиц, которых они обвиняют в спонсировании терроризма или нарушении прав человека. К числу таких лиц относится Корпус стражей Иранской революции, который активно участвует в различных секторах экономики страны.
«Вторичные» американские санкции были направлены на то, чтобы запугать неамериканских лиц и под угрозой применения американских санкций отказаться от деятельности в Иране, прекратить инвестиции в такие отрасли, как энергетика, автомобильная промышленность, финансовые услуги, добыча полезных ископаемых, судостроение и морские перевозки. Особенно чувствительными такие санкции оказались для иностранных банков и иных компаний, ведущих деятельность в Иране. Многие компании согласились уплатить огромные штрафы, достигающие нескольких миллиардов долларов США, за прекращение уголовного и административного преследования и возможность продолжения деятельности в США.
Отмена санкций приведет к разморозке иранских счетов в зарубежных банках на сумму в несколько десятков миллиардов долларов США. Эти средства могут быть направлены Ираном на инфраструктурные и иные проекты. Иран будет подключен к международной системе расчетов SWIFT.
Безусловно, сохраняются риски, такие как непрозрачность экономики, высокий уровень коррупции, политическая ситуация в регионе и обвинения Ирана в спонсировании террористической деятельности. СВПД также предусматривает возможность восстановления санкций в том случае, если Иран откажется от своих обязательств и продолжит разработки ядерного оружия или ограничит доступ инспекторов МАГАТЭ. Иран остается в черном списке ФАТФ. Расчеты с иранскими контрагентами могут быть проблематичными, в особенности если они проходят через корреспондентские счета американских банков: сохраняется риск блокировки платежей.
Многих российских крупных предпринимателей этим вряд ли можно напугать: они уже подпали под санкции из-за политики России. В условиях международной изоляции российских инвесторов мало где ждут: европейские и американские рынки фактически для российских компаний закрыты, а пробиться на азиатские рынки мало кому удалось.
Отмена санкций позволяет выйти на иранский рынок российским компаниям «реального сектора» — авиастроению, машиностроению, транспорту, энергетике и т.д. А геополитическая ситуация на Ближнем Востоке способствует расширению экономических связей между двумя странами.
Российские компании получают уникальный шанс. Важно не упустить момент, чтобы им воспользоваться. Ведущие международные нефтяные компании уже подтвердили, что консультируются с юристами о возможности возвращения на иранский рынок, а британское правительство заявило о готовности поддержать национальные компании, после того как санкции будут отменены. Иран сейчас будет активно искать поставщиков, инвесторов и партнеров. Российскому бизнесу имеет смысл присмотреться к этой стране и опередить международных конкурентов: премия за риск может оказаться существенной.