Почему рубль может ждать дальнейшее ослабление
Резкие колебания российской валюты, которые раньше сдерживались ЦБ, теперь заставляют интересоваться курсом доллара даже тех, кто прежде не обращал на него внимание. Разброс между максимальным значением стоимости доллара с начала года – 70,8 руб. (25 августа 2015 года) и минимальным значением 49,2 руб/долл (19 мая 2015 года) составляет 30% и не может не впечатлять.
Внимание к доллару приковано потому, что экономика так и не получила нового ориентира - ни в виде инфляции, которая уже почти год держится на уровне 15% годовых, ни в виде процентной ставки, которая в декабре 2014 года была резко поднята, а затем понижена.
В итоге, малейшее движение курса доллара воспринимается как намек на новый тренд, который каждый пытается уловить. В нынешних условиях, когда дневные колебания национальной валюты иногда достигают 3-4% от значения курса рубля, особенно важно смотреть на факторы, которые определяют его фундаментальное значение.
Одним из способов определить фундаментальную стоимость рубля является расчет соотношения динамики внутренних денежных индикаторов (в частности денежной массы и базы) и динамики платежного баланса (который учитывает движение всех внешнеэкономических платежей). На данный момент исходя из этих факторов доллар стоит около 60 рублей и за последние полгода его стоимость изменилась не так уж сильно.
Фундаментальное значение курса в ближайшее время будет в первую очередь чувствительно к динамике счета текущих операций российского платежного баланса (учитывает движение платежей за товары, услуги и доходов от инвестиций). К сожалению, состояние счета текущих операций не дает основания рассчитывать на улучшение ситуации. Даже несмотря на падение импорта за 9 месяцев 2015 года на 38% по отношению к соответствующему периоду прошлого года, разница между экспортом и импортом (сальдо счета текущих операций) за третий квартал составило всего $5,4 млрд, а с начала года - $50 млрд.
Это означает, что в условиях сохранения низких цен на нефть сокращение объемов импорта не было достаточным, чтобы через улучшение сальдо торгового баланса гарантировать стабильность валютного курса в долгосрочной перспективе. Самой большой проблемой является, пожалуй, полное отсутствие положительной реакции ненефтяного экспорта на девальвацию курса рубля: если в 1 квартале 2015 года его объемы сокращались на 9%, (здесь и далее - год к году), то по итогам 2-го они снизились на 16%, и в 3-м квартале 2015 года упали на 25%.
Безусловно, следует также помнить о возможном изменении цен на нефть, которое также меняет значение фундаментального курса. Если раньше изменение значение среднегодовой цены нефти на $10 за баррель транслировалось в изменение фундаментального курса рубля на 2 рубля к доллару, то (с учетом значительной потери резервов в 2014 году) сегодня он меняется на 5 рублей. Это значит, что пока избыточная зависимость от нефти не будет уравновешена ростом экспорта других товаров, нестабильность валютного рынка сохранится.
Конечно, агрессивное снижение размера внешнего долга российских банков и компаний (за последние 4 квартала ими погашено порядка $75 млрд) благоприятно воздействует на валютный курс. Однако этот фактор проявит себя не в ближайшее время, а через несколько лет.
Можно говорить о том, что переход к плавающему курсу освободил ЦБ от обязанности тратить резервы на поддержание валютного курса и дал возможность сфокусироваться на денежной политике. Но к сожалению, экономика оказалось неспособной конвертировать слабый курс в дополнительные экспортные доходы. И рубль, исходя из этих фундаментальных предпосылок, в ближайшие годы продолжит снижение. Неспособность нарастить ненефтяной экспорт означает, что укрепление курса может произойти только в случае везения, то есть восстановления цен на нефть.