Деньги по адресу: какие перекосы в кредитовании МСП нужно исправить
В 2020 году из-за эпидемии коронавируса терпела убытки почти каждая третья российская компания. В этой ситуации Минэкономразвития разработало ряд антикризисных мер поддержки и расширило сферу действия уже существовавших государственных программ. Так, почти втрое были увеличены объемы льготного кредитования в рамках нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», снят ряд ограничений на получение таких кредитов, а ставка по этой программе в январе текущего года была снижена с 8,5% до 7% (сейчас она составляет 7,75% из расчета ставка ЦБ+2,75%). В итоге в 2020 году около 20 тыс. предприятий получили более 1 трлн руб.
Учитывая, что, по данным Банка России, общий объем кредитования МСП в 2020 году составил 7,6 трлн руб., выходит, что на долю этой программы пришлось 17%, или почти пятая часть всех выданных в 2020 году кредитов МСП. И это без учета других государственных мер поддержки, в числе которых была и сверхвостребованная программа кредитования под 0% на выплату заработной платы.
Не отрицая того, что программа льготного кредитования позволила смягчить глубину падения деловой активности в России, необходимо указать и на ее недостатки. Еще в 2019 году Счетная палата обращала внимание на ряд перекосов программы как в части отраслевого использования, так и в части целей кредитования: в первую очередь получателями кредитов оказывались компании, и так не имевшие затруднений с получением ссуд — располагающие залоговым имуществом и хорошей кредитной историей. Также отмечался акцент на инвестиционное (на срок до 10 лет) кредитование. При этом для малых предприятий, в том числе торговых, нуждавшихся в кредитах на пополнение оборотных средств, — доступ к льготным кредитам был затруднен.
В кризисном 2020 году эти перекосы стали только нагляднее. До половины кредитов, выданных в рамках программы, пришлось на строительные компании (на которые приходится менее 10% общего оборота МСП). Причем средневзвешенная ставка по таким кредитам составляла 4,55%. Кредитоспособность компаний строительной сферы вообще оценивается банками выше в сравнении с компаниями из сферы услуг, а государственная программа поддержки ипотечного кредитования еще более усилила позиции компаний отрасли.
При этом 70% кредитов, выданных в рамках программы, было выдано на инвестиционные цели, то есть на цели развития. На пополнение оборотных средств, то есть на особенно актуальные в кризис цели выживания и сохранения бизнеса и рабочих мест, было выдано только 30% кредитов.
Нельзя не отметить и практику искусственного «дробления» крупных компаний, в результате чего получателями кредитов для МСП по сниженной ставке оказывались компании, поддержка которых не была целью программы.
В конце апреля 2021 года стало известно о планах правительства по корректировке данной программы, направленной в том числе на разрешение всех этих проблем. Такое решение крайне своевременно и необходимо.
Из предложений Минэкономразвития следует, что будут скорректированы лимиты и сроки кредитования: так, верхний порог кредитов по льготной ставке для микро- и малых предприятий планируется установить в 200 млн и 500 млн руб. соответственно, для среднего бизнеса верхний порог составит 2 млрд руб. Это позволит исключить злоупотребления со стороны аффилированных структур больших холдингов, лишь формально относящихся к МСП, и увеличит объемы поддержки действительно нуждающегося бизнеса.
Кроме того, рассматривается возможность снижения ставки субсидирования до 1% для кредитов, предоставленных компаниям из сферы строительства и аренды недвижимости, — это позволит уйти от того перекоса в отраслевом распределении программы, о которым говорилось выше.
Еще одно решение, которое позволит усилить антикризисный, восстановительный эффект программы, — установка лимита на инвестиционные кредиты в размере не более 50% от общего объема предоставленных в рамках программы кредитов. Это позволит увеличить объем коротких займов, которые в первую очередь идут на восстановление деятельности и преодоление последствий вызванного коронавирусом кризиса.
Такие корректировки программы льготного кредитования особенно важны на фоне повышения Банком России ключевой ставки, которое может привести к снижению доступности кредитов для МСП.