Биткоины признали деньгами в Европе, возможно ли это в России
В ЕС биткоины признали равными обычным деньгам. Операции с ними не будут облагаться НДС, решил суд Евросоюза. Обмен традиционных денег на криптовалюты будет происходить в Европе без налоговых последствий. А Россия пока не определилась — то ли ввести уголовное наказание за распространение биткоинов, то ли вывести эту криптовалюту в правовое поле. Что ждет биткоины у нас и в Европе.
Что в Европе
Давайте разберемся, что же произошло в Европейском суде. Это, бесспорно, историческое решение. Оно фактически зафиксировало статус биткоинов как транзакционного товара. Ими можно вместо денег платить за товары, работы или услуги. Стоимость, выраженная в обычных деньгах, соответствует текущей рыночной стоимости уплаченного количества биткоинов.
Логично, что не возникает дополнительного налогообложения сделок по обмену одного транзакционного товара на другой (так же, как в России, например, сделки по продаже за рубли иностранной валюты и ценных бумаг также освобождены от обложения НДС).
Я уже писал, что налоговое регулирование — безусловно, инструмент более тонкой настройки, чем административные штрафы. Фискализируйте оборот актива — и вы переведете операции с ним в правовое поле. И нынешнее событие показывает, что европейские юристы со мной согласны.
Биткоины — не шапка-невидимка, надев которую, продавец товара, работ или услуг становится недосягаем для претензий налоговых органов своей страны. Скорее наоборот. Реестр учета биткоинов, по сути, оставляет документальный след от каждой проведенной в системе транзакции.
Биткоины при использовании в товарной сделке полностью демаскируют своего владельца и не дают ему укрыться от налогообложения. Доход в наличной валюте любой страны, напротив, укрыть от налогообложения можно, и ежечасно различные умельцы сотней разных способов этим и занимаются, бросая вызов фискальным органам.
Исходя из логики принятого решения, теперь понадобятся соответствующие изменения правил бухгалтерского и налогового учета. Я уже полтора десятка лет в своих выступлениях привожу в пример опыт Австралии и Новой Зеландии, где по инициативе именно налоговых органов ввели для целей учета в качестве особого типа валют (наряду с иеной, долларом и прочими госвалютами) отдельный регистр для так называемых местных валют. Таких альтернативных платежных средств в этом регионе множество. Зачем это налоговикам? Да чтобы максимально точно учесть и обложить налогом доходы от продажи товаров, работ или услуг за эти квазиденежные единицы.
Что в России
Всероссийский опрос ProResearch и НАФИ в апреле 2015 года показал: 4% россиян хорошо знают, что такое биткоин. К сожалению, как регулятор, так и правоохранительные органы публично проявляют к биткоинам настороженно-негативное отношение. Вспомним резонансное предостережение ЦБ РФ в январе 2014 года и законопроект о запрете денежных суррогатов, дополненный положениями об уголовной ответственности за их использование и распространение.
Но по крайней мере два игрока на отечественном финансовом рынке — Сбербанк и Qiwi — проявляли интерес к легитимизации оборота биткоинов в России. Мотив здесь очевиден: это позволит им предложить через существующую сеть дистрибуции (в одном случае это отделения и банкоматы, в другом — платежные терминалы) уже имеющейся лояльной аудитории дополнительные и востребованные сервисы.
Получить искомую легитимность этот инструмент в России сможет, только доказав свою законопослушность. Например, если такие компании, как Сбербанк и Qiwi, обеспечат возможность учета операции в криптовалютах для налоговых органов и для правового регулирования, контроля и надзора.
Что касается регулирования операций с биткоинами в России, то вероятен сценарий, при котором любые сделки с ними будут разрешены лишь при условии, что одним из двух контрагентов будет лицензируемый ЦБ банк или небанковская кредитная организация. При этом валютное регулирование сделок с биткоинами, в которых будут участвовать резидент и нерезидент одновременно, скорее всего, окажется на особом контроле.