Как это сделать: победить в нечестном тендере
Опечатки для своих
Извещения о госзакупках общедоступны в Единой информационной системе (zakupki.gov.ru). Но заказчики иной раз намеренно усложняют поиск информации. Распространенный способ — «случайная» опечатка в словах или неточные синонимы. Отсюда появляются всевозможные «атвомобили», «стелко», «афсальт» и прочее. Другой популярный вариант — указать неверный код продукции (из классификатора ОКПД). Например, закупается хлеб, а код продукции относится к ремонту автомобилей. Если поставщик ищет по классификатору товаров, эта закупка пройдет мимо него.
Что делать поставщику? Прежде всего при поиске не ограничиваться только названием закупки, а комбинировать поиск по ключевым словам, кодам ОКПД или отраслям, добавлять поиск по документации. Искать можно также исковерканные слова, просматривать все закупки конкретных заказчиков или на крупные суммы — чаще всего маскируют именно дорогие закупки.
Минэкономразвития разрабатывает сейчас единый каталог, из которого заказчики должны будут выбирать нужные товары и услуги. Этот список из десятков тысяч товаров оградит честных заказчиков от непроизвольных ошибок, а мошенникам не позволит намеренно их совершить. Правда, когда он заработает, пока не известно.
Пойми меня
Есть несколько способов заставить поставщика отказаться от участия в закупке или максимально усложнить подготовку заявки. Самый простой вариант — поставить нереальные сроки исполнения контракта (их не нужно обосновывать в отличие от цены), заявить избыточные требования к товарам или чересчур жесткие штрафные санкции.
Информацию о товаре заказчики иной раз прячут в объемной документации, «забыв» продублировать ее в техническом задании. Так, в электронном аукционе на ремонт здания в Санкт-Петербурге медучреждение-заказчик разместило требования к материалам в виде гиперссылки на PDF-файл. Не заметив этой ссылки на 81-й странице приложения к техническому заданию, поставщик никогда не сможет корректно сформировать заявку.
Встречаются случаи намеренного усложнения документации. Например, для электронного аукциона на ремонт здания военного суда во Владикавказе заказчик представил техзадание на 2268 страницах PDF-файла. Максимальный срок для подготовки заявки на аукцион — 15 дней. Изучить все условия, требования и подать заявку в такой ситуации нереально.
Добросовестным поставщикам не под силу преодолеть подобные преграды, и контракт получает свой поставщик — как правило, он единственный и принимает участие в закупке.
Как бороться со злоупотреблениями? Подавать запрос на разъяснение закупочной документации. В электронном аукционе или открытом конкурсе это можно сделать три раза. Главное — успеть до окончания срока подачи заявок. Если не получается или заказчик не реагирует, нужно жаловаться в региональное отделение ФАС на содержание документации. Так, поставщики подали шесть запросов на разъяснение документации по заказу на капитальный ремонт систем электроснабжения и освещения здания дипакадемии МИДа на Остоженке. В итоге закупку отменили.
Преуспеть с подачей жалобы в антимонопольную службу поставщику помогут два несложных правила. Если в документации много ошибок в описании товаров или есть частичное несоответствие ГОСТам, при этом заказчик говорит «как хотим, так и указываем», сошлитесь на требования федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ или на сами ГОСТы (их каталог доступен на сайте Росстандарта). Затем приложите к запросу на разъяснения независимое экспертное заключение. Например, о том, что выполнить контракт в указанные сроки физически нереально.
Игры с конвертами
При рассмотрении заявок в объявленный день заказчик одновременно вскрывает все конверты от поставщиков. К сожалению, ничто не мешает сделать это заранее, чтобы позволить нужному поставщику выиграть с минимальной ценой, отличной на несколько копеек от честного предложения. Или «вскрыть конверт» своего поставщика после объявления данных из заявок других участников, иначе говоря, просто назвать победителем нужного поставщика.
Как справиться с мошенничеством? С 1 января 2017 года Минэкономразвития планирует перевести подачу заявок и открытые конкурсы в электронный вид. Информация пойдет через Единую информационную систему, что позволит свести к минимуму подтасовки предложений участников закупок.
Пока поставщикам при участии в открытых конкурсах рекомендуется подавать заявки лично на процедуре вскрытия конвертов комиссией. Закон предусматривает такое право. Также поставщики могут присутствовать при вскрытии конвертов с заявками, вести аудио- и видеозаписи (ч.2 ст.78 44-ФЗ).
Пиррова победа
Существенную свободу заказчику дает Федеральный закон от 18.07.2011 №223-ФЗ (закупки госкомпаний). В частности, он не обязывает заказчика заключать договор с победителем даже состоявшейся закупки. Поэтому сразу после проведения отбора заказчик может отказать победителю и заключить договор с любым другим участником как с единственным поставщиком.
Иногда заказчики вынуждают поставщиков снижать цену договора. Такое нередко встречается в закупках, где подана одна заявка. Заказчик вдруг решает, что заключать договор по заявленной начальной цене ему невыгодно и нужно снизить цену, к примеру, на 10%. Поставщику может оказаться нерентабельно снизить цену до уровня, на котором настаивает заказчик, и он не соглашается. Заказчик в свою очередь заявку отклоняет, а закупку признает несостоявшейся.
Есть заказчики, которые не торопятся возвращать деньги, перечисленные поставщиками под обеспечение заявки или исполнение контракта. Так, один из поставщиков решил поучаствовать в разработке сайта для научно-производственного предприятия Москвы и перечислил обеспечение в 40 тыс. руб. Результаты закупки были объявлены 28 апреля 2016 года, но протокол о рассмотрении заявок так и не появился. Получить деньги назад невозможно. На связь заказчик не выходит: по телефону не отвечает, почта заблокирована.
Избежать таких ситуаций поставщику поможет хотя бы поверхностный анализ заказчика до того, как принять участие в торгах. Стоит насторожиться, если подано много арбитражных исков к заказчику из-за невыплат по уже исполненным контрактам; часто побеждает один и тот же поставщик; непрозрачны критерии приемки товара (выполнения работы, оказания услуги); предусмотрены драконовские штрафные санкции.
Многие предприниматели боятся связываться с госзакупками — мол, все равно обманут. Напрасно: система достаточно прозрачна, и если учитывать нюансы, шансы на госзаказ есть у всех.