Какие перемены ждут украинскую политику в 2015 году
За последние полтора года палитра политических партий Украины изменилась до неузнаваемости. Хотя большинство нынешних партий активно действовали и при прежней власти, а лица их лидеров давно и хорошо знакомы украинцам, реальное влияние, место в политическом спектре и перспективы этих сил сегодня выглядят совершенно иначе, чем зимой 2014-го. Пока политический транзит Украины продолжается, говорить о хотя бы минимальной устойчивости партийной системы еще рано. Можно лишь попытаться сделать «моментальный снимок» текущей ситуации.
Блок Петра Порошенко
БПП сегодня можно считать самой влиятельной партией в стране: она не только носит имя достаточно популярного президента, но и сформировала самую большую парламентскую фракцию. Своим «персонализованным» названием она обязана украинскому законодательству, которое не допускает формирования предвыборных блоков, но не препятствует переименованию действующих партий с добавлением слова «блок». Когда перед не слишком раскрученной партией Порошенко «Солидарность» возникла перспектива формирования широкого предвыборного союза, переименование сочли оптимальным шагом.
Самым большим «приобретением» БПП накануне парламентских выборов октября 2014-го стала партия УДАР киевского мэра Виталия Кличко. УДАР как таковой не вошел в состав БПП, однако отказался от выдвижения собственного списка и включил своих кандидатов в состав президентской команды. В формирующуюся партию власти потянулись и многие бизнесмены, активные члены других партий (от «Батькивщины» до Партии регионов), функционеры предыдущих режимов и их клиентелы. В результате проект оказался политически очень пестрым: и по составу фракции в Верховной раде, и по составу руководства региональных отделений.
Блок Петра Порошенко стал фактически единственной силой национально-демократического спектра, приемлемой для жителей областей востока и юга Украины (второе или первое места на выборах депутатов парламента). Остальные партии нынешней правящей коалиции вызывают в «русскоязычных» регионах определенные опасения и, хотя и имеют своих сторонников, в тамошнем общественном мнении скорее маргинализованы.
Вероятно, позиции БПП несколько пошатнутся по итогам местных выборов, которые должны состояться во всех регионах Украины в октябре этого года. Причиной станет разочарование части электората лично в президенте за счет объективных (падение жизненного уровня, рост тарифов, пробуксовка реформ, отсутствие победоносного завершения войны в Донбассе) и субъективных (информационная атака, ожидаемая со стороны группы Игоря Коломойского) факторов. Но статуса партии власти эта политическая сила в ближайшем будущем не потеряет.
«Народный фронт»
Партия была создана в спешном порядке под парламентские выборы 2014-го. Ее лидерами стали тогдашние премьер-министр Арсений Яценюк и спикер Верховной рады Александр Турчинов, ныне секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины. Региональных структур и местных отделений партия не имела, зато включила в свои списки бывших депутатов национально-демократических фракций, популярных журналистов, командиров добровольческих батальонов украинской армии и Национальной гвардии.
Это обеспечило ей лучший результат по итогам общенационального голосования (22,14 против 21,82% у БПП), вторую по численности фракцию в Верховной раде (БПП все же вышла вперед за счет депутатов-одномандатников) и сохранение за Яценюком премьерского поста.
Но к сегодняшнему дню поддержка «Народного фронта» упала, по некоторым данным, до 3–4%. Электорат разочарован работой правительства еще больше, чем деятельностью президента, личная популярность политиков из НФ упала, эффективные низовые структуры так и не созданы. Кроме того, Яценюк получил жесткую персональную оппозицию в лице влиятельных бизнесменов и политиков — Дмитрия Фирташа, Сергея Левочкина, Игоря Еремеева, Ивана Фурсина. Единственное, что придает партии хоть какую-то устойчивость — ее вес в парламентской коалиции. Пока большие фракции БП и НФ составляют основу коалиции, их более мелкие партнеры не могут диктовать свои условия.
Результаты местных выборов в октябре, вероятнее всего, станут разгромными для НФ. После них станет возможной смена премьера, переформатирование коалиции и даже досрочные парламентские выборы (последние, впрочем, маловероятны).
Младшие партнеры по коалиции
В парламентскую коалицию входят также небольшие фракции еще трех партий: Радикальной партии Олега Ляшко, партии «Самопомощь», возглавляемой популярным мэром Львова Андреем Садовым, и «Батькивщины» Юлии Тимошенко
Радикальная партия пользуется не лучшей репутацией в политическом истеблишменте и среди «продвинутой» публики, как и ее руководитель Ляшко, эпатажный депутат многих созывов. Его нередко называют «украинским Жириновским», однако самого лидера «радикалов» это сравнение обижает. В финансировании президентской, а затем и парламентской кампании Ляшко были замечены миноритарные партнеры крупнейшего украинского бизнесмена Рината Ахметова, ныне же считается, что фракцию Радикальной партии контролирует бывший глава администрации президента при Януковиче Сергей Левочкин. Тем не менее яркая популистская и националистическая риторика Ляшко привлекает заметную часть провинциальных избирателей в первую очередь из областей Центральной Украины.
«Самопомощь» существует достаточно давно, однако до прошлого года действовала почти исключительно во Львовской области. После неожиданного для многих успеха на досрочных выборах в Киевсовет в мае 2014-го партия стала стремительно превращаться в общенациональную. Несмотря на ряд скандалов, связанных с некоторой политической неопытностью и наивностью — включение в избирательные списки фигур с неоднозначной репутацией, выход группы депутатов из фракции сразу после ее формирования и т.д., партия явно находится на подъеме. Андрею Садовому прочат то должность мэра Киева (если он примет участие в выборах в столице), то даже пост премьера в случае переформатирования коалиции. Однако, скорее всего, лидер партии откажется от подобных предложений, которые в нынешних условиях могут поставить крест на его политической карьере.
Юлию Тимошенко, чья партия «Батькивщина» едва преодолела 5-процентный барьер, необходимый для попадания в Верховную раду, многие эксперты поспешили исключить из «высшей лиги» украинской политики. Но в условиях заметного разочарования избирателей во власти бывшая политзаключенная сможет взять реванш за парламентские выборы на выборах местных.
Оппозиционный блок
Эта политическая сила также создавалась накануне парламентских выборов из «осколков» Партии регионов и некоторых их союзников. Несмотря на идеологический и организационный разлад в лагере бывших соратников Виктора Януковича, им удалось набрать 9,43% голосов избирателей при списочном голосовании и провести немало депутатов по мажоритарным округам. Считается, что фракцию контролируют известный бизнесмен Дмитрий Фирташ и уже упомянутый Сергей Левочкин.
Сегодня Оппозиционный блок, не вошедший в состав парламентской коалиции, практически не имеет формальных рычагов влияния на принимаемые властью решения, зато успешно компенсирует эту ситуацию рычагами неформальными. На осенних местных выборах партия имеет все шансы набрать наибольшее число голосов в ряде областей востока и юга и даже сформировать во многих местных советах большинство. Это станет очередным вызовом для Киева, которому придется взаимодействовать с несколькими оппозиционными областными советами (не говоря уже о городских и районных), причем оппозиция окажется уже не деморализованной, а, напротив, вдохновленной новыми перспективами.
Непарламентские партии
Многие партии, не вошедшие в нынешний состав парламента, имеют несомненные шансы на успех на местных выборах в тех или иных регионах. Прежде всего это националистическая «Свобода», сохраняющая влияние в Западной Украине. Может самостоятельно пойти на выборы и УДАР, если ему не удастся вновь договориться об общих списках с БПП. Рейтинг лидера партии Виталия Кличко на посту мэра Киева стремительно снизился, и в президентской команде сейчас размышляют, не окажется ли легендарный боксер обузой, которая потянет ко дну и без того не слишком устойчивый корабль. Если партии все-таки снова выступят вместе, УДАР фактически растворится в БПП и исчезнет из политического спектра Украины.
Отдельного внимания заслуживает партия, создаваемая соратниками Игоря Коломойского и еще не имеющая названия. Пока ее перспективы не вполне очевидны, однако нет сомнений, что ближайшие результаты молодой партии будут впечатляющими, причем не только в Днепропетровской области, губернатором которой до недавнего времени был Коломойский.
В регионах востока и юга могут провести некоторое количество своих депутатов «Сильная Украина» Сергея Тигипко и даже Коммунистическая партия Украины. После выборов их выдвиженцам не останется ничего другого, кроме блокирования с фракциями Оппозиционного блока. А вот формально существующая Партия регионов на выборы вряд ли пойдет.
Чего ждать дальше?
Хотя предстоящие местные выборы и не повлияют впрямую на состав Верховной рады, скорее всего, они вновь подкорректируют политический спектр Украины. Неизбежное снижение поддержки БПП, ожидаемый крах «Народного фронта», резкое усиление Оппозиционного блока, умеренный рост поддержки популистов разных мастей (Радикальной партии, «Батькивщины», «Свободы» и т.д.), укрепление позиций «Самопомощи» и появление фракций будущей партии Коломойского в местных советах могут привести прежде всего к формированию нового правительства.
Если фракция НФ не понесет значительных количественных потерь и останется в основе коалиции, в качестве премьера может быть востребован Александр Турчинов. Если же НФ из коалиции выйдет (или же потеряет значительную часть своего состава), возможна передача премьерского кресла представителю «Самопомощи» — хотя в партии нет политиков с общенациональной известностью, кроме Андрея Садового, а он на такое назначение сейчас вряд ли согласится. Довести ситуацию до досрочных парламентских выборов пока вряд ли удастся, хотя к этому будет стремиться неформальная группа Коломойского, сегодня представленная в парламенте преимущественно в составе БПП и в лице внефракционных депутатов.
Оппозиционный блок по-прежнему не сможет претендовать на посты в исполнительной власти, однако получит весомые аргументы для торга о расширении полномочий «своих» регионов. В целом же украинская партийная система, как и политика в целом, останется весьма нестабильной и склонной к резким изменениям.