Смертельный like: как ИГ вербует сторонников в социальных сетях
Обмани меня
В наших разговорах с людьми из «Исламского государства» (террористическая и запрещенная в России организация) постоянно возникала тема того, что эта организация учитывает ошибки предшественников-джихадистов и умело противопоставляет свою пропаганду попыткам иностранной прессы сформировать о ней негативное общественное мнение. «Не слушайте, что говорят о нас, слушайте, что говорим мы», — эта фраза не раз звучала во время наших интервью с боевиками «Исламского государства».
Бывший советник по национальной безопасности Ирака Муваффак аль-Рубаи — один из тех, кто считает, что рост популярности армии террора происходит под влиянием социальных сетей. В интервью телеканалу «Аль-Джазира» он заявил, что во многом благодаря Twitter и Facebook 30 тыс. солдат иракских сил безопасности бросили оружие, сняли с себя военную форму и без боя оставили джихадистам Мосул.
Возможно, аль-Рубаи несколько преувеличил, но в целом он прав. За две недели до падения этого города ИГИЛ выпустила одно из наиболее популярных на сегодняшний день видео под названием «Звон мечей». Это яркая демонстрация того, что «Исламское государство», несомненно, умеет создавать изощренные, точно воздействующие на аудиторию пропагандистские фильмы с использованием как раз того контента, который, как надеялись западные политики и дипломаты, должен был бы загасить общественный интерес к этой группировке.
Вот проповедник, размахивая саблей, провозглашает создание «Исламского государства» и предупреждает кафиров и иудеев Иерусалима о том, что джихадисты идут на них войной. После этого он разрывает паспорта.
Вот мы видим так называемых охотников на рафидитов, едущих по дороге на машинах и палящих из автоматов по шиитским солдатам, которые направлялись на воссоединение со своими подразделениями иракской армии. Внутри изрешеченных пулями автомобилей окровавленные трупы молодых парней в гражданской одежде. В того, кто пошевелится, стреляют.
А вот сцена, снятая в одной из мечетей провинции Аль-Анбар. Представители ИГ принимают от невооруженных граждан что-то вроде прошений. Голос за кадром объясняет, что если в прошлом вы были членом аль-анбарского совета «Пробуждение» или суннитским политическим деятелем, поддерживавшим правительство Ирака, то можете «покаяться и прекратить воевать против моджахедов». В этом случае вам будет гарантировано «милосердие», и все ваши прошлые преступления против ИГ забудут, но покаяние должно произойти до того, как ИГ решит «взяться за вас». Также всем суннитам, которые служат в армии, полиции или «Мухабарате», рекомендуется повернуть свое оружие против тех, кого нужно. «Вы держали в руках оружие и стояли в одном ряду с этими рафидитами, воюя против своих сыновей, —говорит один из боевиков ИГ, лицо которого скрыто под маской, обращаясь к собравшимся в мечети. — Мы ваши сыновья, мы ваши братья. Мы можем защитить вашу религию и вашу честь».
Разумеется, этому фильму далеко до произведений Лени Рифеншталь, но он более чем адекватно доносит свое послание до «целевой аудитории». Это видео появилось как раз тогда, когда повстанческие группировки в восточной Сирии и Алеппо — участники «Пробуждения» более позднего разлива — сражались с ИГ. Ни у одной из этих группировок не было ничего хоть сколько-нибудь сопоставимого с фильмом «Исламского государства», чтобы продемонстрировать своим бойцам и кому-либо еще свою доблесть и устремленность к цели. Для иракцев, если вы шиит, живущий в районе, куда проникла ИГ, вам остается только пребывать в ужасе. Если же вы суннит, то какой смысл идти в солдаты или полицейские либо избираться в совет, если только проявление лояльности поможет вам сохранить голову на плечах? ИГ заявила, что ее не остановить. И многие в это поверили.
«Звон мечей» несколько раз выставлялся на YouTube (и столько же раз его оттуда удаляли) и на файлообменных сайтах, таких как archive.org и justpaste. it, а боевики и «фанаты» ИГ усердно продвигали его в Twitter и на Facebook.
Это помогло не только максимально расширить его зрительскую аудиторию, но и заглушить голоса противников и критиков. «Все должны знать, что мы не то, что они думают, — заявил нам медиаактивист ИГ из Алеппо, и нечто подобное мы слышали постоянно. — У нас есть инженеры, у нас есть врачи, у нас есть прекрасные медиаактивисты. Мы не танзим [организация], мы — государство».
Мессенджер террора
Несмотря на такую самоуверенность, пропаганда ИГИЛ страдает тем же, чем все попытки продвижения мессианских идей: она формирует ложные ожидания, что неизбежно приводит к крушению иллюзий. Шираз Майер описывает это так: «Толпы иностранных джихадистов проникают в Сирию, а через несколько дней или недель они начинают жаловаться на вынужденное безделье и скуку. В фильмах все выглядит куда драматичнее и увлекательнее».
Мы выяснили, что одним из наименее исследованных социальных медиа, используемых ИГ, стало Zello — кодированное приложение для смартфонов и компьютеров, которое позволяет пользователям создавать каналы обмена аудиосообщениями. Часто используемое на Ближнем Востоке продемократическими активистами, скрывающимися от бдительного ока авторитарного правительства, Zello недавно было взято на вооружение ИГ. По существу, это приложение превращает мобильный телефон в портативную рацию, посредством которой любой интересующийся ИГ или ищущий способы вступить в нее может слушать проповеди ее священнослужителей.
Будучи невероятно удобным для пользователя, Zello обрело популярность и среди юношеской аудитории ИГ. По словам Ахмеда Ахмеда, сирийского журналиста из Сахл аль-Габа, провинция Хама, два молодых парня из его деревни примкнули к ИГИЛ, послушав проповеди, передававшиеся через Zello.
Мухаммед, 14-летний подросток, работавший в южной Турции, пропал при переходе границы в Баб аль-Хаве в октябре 2014 г. В ответ на призыв о помощи отца Мухаммеда Ахмед разместил в Facebook обращение к своим друзьям и коллегам с просьбой сообщить любую информацию об этом подростке. Примерно через час, как рассказал нам Ахмед, Мухаммед позвонил отцу с иракской границы и сказал: «Я со своими братьями».
Услышав эту новость, отец Мухаммеда был потрясен. Позже он рассказал Ахмеду, что его сын регулярно слушал проповеди ИГ по Zello. «Отец предупреждал его, говорил, что эти проповеди лгут. Но парень отвечал, что ему хочется послушать, о чем там говорят. Большинство молодых людей примкнули к ИГ, наслушавшись их проповедей».
Но ИГИЛ умеет промывать мозги молодежи не только с помощью современных технологий. В мае 2014 года ее боевики похитили в Минбидже 153 школьника в возрасте 13–14 лет, когда те возвращались домой в Кобани после сдачи экзаменов в Алеппо. Поместив этих детей в шариатский тренировочный лагерь, игиловцы держали их в заложниках несколько месяцев и отпустили на свободу только в сентябре. По словам двух журналистов из Хамы, близко знающих семьи нескольких похищенных детей, некоторые подростки решили добровольно остаться и вступить в ряды ИГ даже после того, как им предложили вернуться домой.
Родственник одного из таких новобранцев рассказал, что его двоюродный брат отказался ехать к матери, несмотря на настойчивые советы местного эмира ИГ вернуться. Мать сообщила эмиру, что она вдова, а этот мальчик — Ахмед Хемак — ее единственный сын и, следовательно, по учению ислама он должен был оставаться с матерью. Но подросток, переменив свои убеждения, стал практически неуправляем и ни за что не хотел порывать с движением.
Точно в цель
В большинстве публичных выступлений ИГ оправдывает свое существование и действия, опираясь на исламскую эсхатологию. Особенно часты ссылки на хадис, приписываемый пророку Мухаммеду и рассказывающий о последнем сражении между мусульманской армией и «неверными» в Дабике, городе, расположенном в провинции Алеппо. Это пророчество стало основой идеологии ИГ, а главный ее пропагандистский журнал назван в честь места решающей битвы. В видео этот хадис цитирует аз-Заркави, а в это время на экране боевик ИГ марширует в медленном темпе, держа в руках черное знамя: «От искры, вспыхнувшей здесь, в Ираке, разгорится пламя, оно будет пылать все сильнее и сильнее — с позволения Аллаха, — пока не сожжет армии крестоносцев в Дабике». Этими же словами открывается каждый номер журнала «Дабик».
Подобно своим предшественникам, баасистам, ИГ умело использует то, что говорят о ней ее враги и люди со стороны. Например, когда в августе 2014 года было объявлено, что бороться против ИГ в Сирии будет международная коалиция, это представили как знак того, что пророчество вот-вот сбудется, тем более что вслед за этим последовало провозглашение халифата — еще одно событие, предсказанное Пророком. Согласно известному хадису, Мухаммед объяснил своим последователям, что, когда после него будет образован халифат, за этим последует царство насилия и тиранического правления. В конце концов появится другой халифат — такой, как предсказано в пророчестве. И исламистские, и джихадистские организации часто использовали этот хадис для того, чтобы объяснить, что халифат придет на смену тираническим режимам в арабском мире.
ИГ использует исламскую символику для того, чтобы воодушевить своих бойцов и привлечь к себе симпатии мусульман, живущих за пределами ее влияния. Аль-Багдади объявил себя потомком Хусейна, внука Пророка, что, по мнению многих исламских ученых, является непременным условием обретения законного права управлять мусульманами. Эти используемые ИГИЛ легенды о происхождении — важный аргумент для ее последователей-джихадистов, для которых эта генеалогия много значит. Именно она помогает сплотить вокруг организации и ее проекта мусульманскую молодежь. Разочарованные слишком неспешным, предполагающим постепенность подходом к построению Исламского государства (такого подхода придерживаются, к примеру, «Братья-мусульмане»), исламисты нередко видят в ИГИЛ некую альтернативу. Тот факт, что она уже провозгласила создание халифата, означает, что самая тяжелая работа сделана. Теперь мусульмане могут объединяться и сражаться за его существование и расширение его границ, причем для этого даже не нужно ехать в Ирак или Сирию.
Но халифат был создан именно на этой земле. Аль-Шам — это и Дамаск, и Великая Сирия (древняя территория, охватывающая большую часть современного Леванта, в том числе и турецкий город Антакья). Пророк Мухаммед называл ее «благословенной» и «землей воскресения». Ирак и Сирия были колыбелями первых мусульманских империй: там родились многие из пророков и были погребены многие сподвижники Мухаммеда. Кроме того, именно здесь должен наступить конец времен, как было предсказано Пророком. Весь этот символизм используется ИГ как оружие, с помощью которого она продвигает свою идеологию, отстаивает собственную легитимность среди консервативных мусульман и отвлекает их от повседневной реальности «Исламского государства».
Глянцевый джихад
Журнал «Дабик», который мы цитируем на протяжении всей книги, разъясняет основную миссию и образ действий ИГ сквозь призму эсхатологии. Например, введение сексуального рабства его редакторы одобрили как один из признаков наступления «последнего часа», т.е. Судного дня. Согласно хадису, конец света наступит тогда, когда «рабыня родит свою госпожу».
А отмена рабства сделала бы исполнение этого пророчества невозможным. И «Дабик» заключает: «После этого становится ясно, откуда черпает вдохновение [пресс-секретарь ИГ] аль-Аднани, говоря: «И вот мы обещаем вам [крестоносцам], что, с позволения Аллаха, эта кампания станет для вас последней. Она закончится разгромом и поражением, как и все ваши предыдущие кампании, только на этот раз мы будем вторгаться в ваши земли и потом, а вы никогда больше не вторгнетесь к нам. Мы завоюем ваш Рим, поломаем ваши кресты, сделаем ваших женщин нашими рабынями, и все это с позволения Аллаха, Всевышнего. Это его обещание нам».
Многое из совершаемого ИГ служит тому, чтобы возвещать об исполнении исламских пророчеств, в том числе взрывы святынь и сбрасывание гомосексуалистов с крыш. Один из командиров ИГ, Хуссам Наджи Аллами, захваченный иракскими силами безопасности в 2014 году, издал фетву, которая предписывала уничтожение святынь в Мосуле, потому что к этому якобы призывает хадис.
Любым своим действиям, будь то намеренное искажение пророчеств или зверства, ИГ имеет уже готовое оправдание. Привлекательность рисуемой ею мрачной картины близкого конца света нельзя недооценивать. Недавно Государственный департамент США создал в Twitter аккаунт «Подумай еще раз и откажись». В нем размещаются фотографии злодеяний и жертв ИГ, а также соответствующие новостные сообщения. Он противостоит аккаунтам, лояльным ИГ, фактически занимаясь троллингом в отношении них. Так, когда на аккаунте @OperationJihad, который, не обращаясь ни к кому конкретно, размещает призывы к джихадистам, появилась запись: «Мы не стремимся ни к чему в этом мире, кроме мученичества; мы будем похоронены в горах, и снег будет нашим саваном», —Госдепартамент ответил на это: «Гораздо лучше дать сирийскому ребенку пару башмаков, чем вытаскивать его из дома в снег, чтобы искать вместе с тобой смерть». @OperationJihad не потрудился ответить.
За три дня до этого, когда весь мир приходил в себя после террористической атаки на парижских журналистов в редакции Charlie Hebdo, ИГ или кем-то из ее сторонников были взломаны аккаунты Объединенного центрального командования в Twitter и на YouTube и разосланы военные документы и джихадистские угрозы, в том числе такой твит: «АМЕРИКАНСКИЕ СОЛДАТЫ, МЫ ИДЕМ, ОГЛЯДЫВАЙТЕСЬ». И хотя Белый дом назвал это всего лишь проявлением «кибервандализма», один из документов, опубликованных хакерами, был вовсе не безобидным: таблица, озаглавленная «Список отставных армейских генералов», содержала имена, даты выхода в отставку и адреса электронной почты генералов армии США. Размещение подобной личной информации на открытых платформах соцсетей без согласия упомянутых лиц называется «доксинг».
Скотт Атран—один из многочисленных аналитиков, считающих, что правительство США не достаточно адекватно отреагировало на обращение ИГИЛ к тем, кто наиболее восприимчив к ее пропаганде. «Мы постоянно слышим, что противоядием являются проповеди умеренного ислама. Я обращаюсь к членам Совета национальной безопасности: «У вас есть дети? И как они реагируют на все умеренное?».
В рубрике «Книга» РБК знакомит читателей с новыми нон-фикшн книгами, выходящими в России и мире, публикуя выбранные редакцией отрывки из них.
Эта статья — фрагмент из книги Майкла Вайса и Хасана Хасана «Исламское государство: армия террора», которая вышла в издательстве «Альпина Паблишер» в октябре.